Фотография «Здание компании “Зингер”» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – важнейшее свидетельство эпохи.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование различных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворяющим вкусы большинства заказчиков. Новый стиль – модерн, на рубеже XIX–XX веков пришедший на смену историзму, был популярен в столице в течение первого десятилетия. Особняки и общественные здания, построенные в этом стиле, отличались лаконизмом, геометричностью внешних объемов, функциональной организацией интерьеров, эстетизацией железобетонных конструкций, образным декором.
На фотографии – вид с Невского проспекта на здание штаб-квартиры российского представительства американской «Мануфактурной компании Зингер». Оно было возведено в 1902–1904 годах по проекту архитектора П.Ю. Сюзора, по назначению представляло собой деловой центр. В нем располагались офисы, склады, магазин компании «Зингер» и многочисленные помещения компаний-арендаторов. Среди них были банки, акционерные и страховые общества, торговые товарищества, в 1917–1918 годах в доме находилось дипломатическое представительство США. Корпорация «Зингер», крупнейший производитель швейных машин, двигателей и электроприборов, была основана в 1851 году в США А. Зингером и Э. Кларком. Вышла на международный рынок в 1855-м. В России корпорация открыла в 1896 году русское акционерное общество «Мануфактурная компания Зингер» и построила завод по производству швейных машин в Подольске.
Заказчику требовалось офисное здание, оснащенное новейшим оборудованием, отвечавшее высоким требованиям к комфорту российских и иностранных арендаторов. По желанию заказчика П.Ю. Сюзор должен был возвести в столице первый небоскреб, стилистически похожий на Зингер-билдинг, строившийся одновременно с ним в Нью-Йорке по проекту Э. Флегга. Он олицетворял бы богатство и мощь компании. Но в Санкт-Петербурге действовали ограничения, по которым городские строения не должны быть выше Зимнего дворца (23,47 метра). По проекту Сюзора вертикальной доминантой здания стала башня с прозрачным куполом, увенчанным стеклянным глобусом. Купол гармонировал с фонарем Казанского собора и луковицами Спаса на Крови, удовлетворял амбициям заказчика и не вызвал возражений комиссии Академии художеств. П.Ю. Сюзор, автор более сотни домов в Санкт-Петербурге, придал зданию все качества функционального модерна. Дом компании Зингер представлял собой шестиэтажное каре с мансардами и поперечным флигелем, образующим два внутренних двора, перекрытых стеклянной крышей. Для облегчения стен и экономии пространства архитектор использовал металлическую несущую конструкцию, что позволило прорезать огромные окна, подчеркнуть вертикали. В здании использовались лифты новейшего образца фирмы «OTIS» и системы инженерных коммуникаций, включавшие механизмы очистки кровли от снега и наледи паром петербургской фирмы Сан-Галли.
Здание декорировано растительными орнаментами кованой бронзы и фигурами валькирий с атрибутами промышленности и торговли. Автором моделей был скульптор А.Г. Адамсон. На фотографии 1934 года у основания купола видна фигура орлана работы скульптора А.Л. Обера. Белоголовый орлан – герб США – появился на фасаде здания только во время Первой мировой войны, демонстрируя американское, а не немецкое происхождение фирмы. В сороковые годы орлан исчез, был восстановлен во время реставрации здания в 2003 году.
На вершине купола стеклянный глобус опоясывала лента с названием фирмы, он служил демонстрацией того, что компания «Зингер» охватила своей торговой сетью весь мир.
На фотографии Л.Г. Андреевского на ленте глобуса и над главным входом надписи: «Леногиз книга». На момент съемки в здании находились крупнейший в стране книжный магазин и конторы государственных издательств. «Дом книги» не закрывался во время блокады. Он продолжает работать и в настоящее время.