Андреевский Леонид (1894-1938)
Дворец Шереметевых. Ограда и ворота. Вид с Фонтанки. Ленинград
1934
Размер - 17,5 x 22
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-267
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Дворец Шереметевых. Ограда и ворота. Вид с Фонтанки» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией снимков архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Архитектурная фотография стала одним из первых жанров светописи, важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Старинные усадьбы, строившиеся в стиле барокко, со временем приобретали рокайльные и классицистические элементы. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использовании различных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворяющим вкусам большинства заказчиков.
На фотографии – вид с набережной Фонтанки на ограду и ворота Шереметевского дворца, называемого петербуржцами «Фонтанным домом». С 1712 по 1918 год усадьбой владели графы Шереметевы. Черты русского барокко здание приобрело в начале 1750-х годов, когда по заказу П.Б. Шереметева архитекторами С.И. Чевакинским и Ф.С. Аргуновым было переделано в двухэтажное. Перестройка 1830–1840-х годов не коснулась фасада главного дома. По эскизам архитектора И.Д. Корсини были переделаны дворцовые интерьеры, построен Садовый флигель. В 1838–1844 годах по его проекту возведена чугунная ограда с воротами, украшенными гербом Шереметевых, в декоративном решении которых были использованы элементы эклектики.
На фотографии Андреевского на ограде и воротах видны следы разрушений и утрат. Отбиты куски парапета, на гербе у правого льва отсутствует лапа со скипетром, под щитом остался обломок ленты девиза: «Deus conservat omnia» («Бог хранит всё»). Эти слова, выкованные на воротах «Фонтанного дома», проживавшая в его флигеле с 1924 по 1952 год А.А. Ахматова сделала эпиграфом своего знаменитого произведения «Поэма без героя».
В 2010 году началась научная реставрация ограды и ворот Шереметевского дворца. В настоящее время они полностью восстановлены.

другие работы автора