Андреевский Леонид (1894-1938)
Дворец Шереметевых. Вид с Фонтанки. Ленинград
1934
Размер - 16,5 x 23,3
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-266
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Дворец Шереметевых. Вид с Фонтанки» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией снимков архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Архитектурная фотография стала одним из первых жанров светописи, важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Старинные усадьбы, строившиеся в стиле барокко, со временем приобретали рокайльные и классицистические элементы. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование различных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворяющим вкусам большинства заказчиков.
На фотографии – вид на главный фасад дворца Шереметевых, называемый петербуржцами «Фонтанный дом». С 1712 по 1918 год усадьбой владели графы Шереметевы. Одноэтажный каменный дворец был выстроен на этом участке в 1730-е годы по проекту архитектора Г.Д. Дмитриева. Черты русского барокко здание приобрело в начале 1750-х годов, когда по заказу П.Б. Шереметева архитекторами С.И. Чевакинским и Ф.С. Аргуновым оно было переделано в двухэтажное. Признаки стиля можно увидеть в центральном мезонине, увенчанном лучковым фронтоном, в треугольных фронтонах боковых крыльев, под которыми расположены картуши с гербами Шереметевых, в лепнине причудливых наличников и капителях пилястр. Перестройка 1830–1840-х годов не коснулась фасада главного дома. По эскизам архитектора И.Д. Корсини были переделаны дворцовые интерьеры, выстроены ограда с воротами и Садовый флигель в стиле эклектика.
В XVIII–XIX веках дворец был одним из центров великосветской и культурной жизни Санкт-Петербурга. В нем проходили заседания Общества любителей древней письменности. Хоровая капелла Шереметевых славилась на всю Россию и Европу. Во дворце устраивались музыкальные вечера, на которых выступали М.И. Глинка, Ф. Лист, Г. Берлиоз, П. Виардо, П.А. Бартенева. Живописец О.А. Кипренский, друживший с Д.Н. Шереметевым, в стенах дворца написал знаменитый портрет А.С. Пушкина.
В 1918 году С.Д. Шереметев передал дворец, коллекции произведений искусства, рукописей и книг советским властям. В здании располагались Институт археологии, Музей дворянского быта, ликвидированный в 1931 году. На момент съемки в нем размещалась Политпросветбаза Ленинградского областного отдела народного образования. На снимке Андреевского видны следы нещадной эксплуатации дворца: прибитые к фасаду изоляторы линии электропередачи, обветшалые пилястры и лепнина. С 1940 по 1989 год в его помещениях располагался институт Арктики и Антарктики, приспосабливавший интерьеры под свои нужды без учета их исторической и художественной ценности. Масштабная реставрация началась в 1990 году, когда здание передали Музею музыки, и продолжается в настоящее время.

другие работы автора