Андреевский Леонид (1894-1938)
Доходный дом Первого Российского страхового общества (Дом Бенуа)
1934
Размер - 19,2 x 18
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-287
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Доходный дом Первого Российского страхового общества (Дом Бенуа). Курдонёр» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией снимков архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Архитектурная фотография стала одним из первых жанров светописи, важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование различных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворяющим вкусам большинства заказчиков.
На фотографии – вид с Каменноостровского проспекта на курдонёр и главный корпус Дома Бенуа. Пятиэтажный доходный дом был воздвигнут в 1910–1914 годах на участке между Каменноостровским, Кронверкским проспектами и Большой Пушкарской улицей по заказу Первого Российского страхового общества. В конкурсе на строительство победил проект архитекторов Л.Н. Бенуа, Ю.Ю. Бенуа, А.Н. Бенуа и А.И. Гунста. Поэтому петербуржцы называют его Домом Бенуа или Домом трех Бенуа. Здание представляло собой большой жилищный комплекс, соединенный двенадцатью дворами, было наполнено техническими новинками, обеспечивавшими комфорт жильцам. Оно было оснащено канализацией, водопроводом, паровым отоплением, электростанцией, телефонной станцией, прачечной, лифтами, мусоросжигателем, снеготаялкой, собственной котельной, гаражами и каретными сараями. В доме было 25 парадных и 250 квартир. Фасады отделаны в неоклассическом стиле.
На фотографии Андреевского – курдонёр, въезд в который оформлен колоннадой из гангутского гранита с дорическими капителями. В глубине двора главный корпус, увенчанный шестигранным куполом в окружении декоративных вазонов. Фасад украшают каннелированные пилястры с пышными капителями, резные наличники и панно. Под лучковым фронтоном на месте часов можно увидеть герб СССР с серпом и молотом, справа и слева от которого ниши со статуями Меркурия и Фортуны, напоминающие о том, что когда-то дом принадлежал Первому Российскому страховому обществу.
В 1918 году дом, где проживали богатые и знатные петербуржцы, был национализирован, часть квартир превратили в коммунальные, остальные предоставлялись крупным деятелям партии и советского правительства, военачальникам, деятелям науки, культуры и искусства. В нем жили Р.Л. Самойлович, А.А. Оль, Н.П. Бехтерева, Б.А. Бабочкин, Н.К. Черкасов и многие другие. Композитор Д.Д. Шостакович в квартире Дома Бенуа создал три части Ленинградской симфонии.

другие работы автора