Андреевский Леонид (1894-1938)
Здание Торгового дома Мертенса. Ленинград
1934
Размер - 23,3 x 18
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток, ретушь
Инвентарный номер - РФт-296
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Здание Торгового дома Мертенса» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время работы Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – важнейшее свидетельство эпохи.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Новый стиль, модерн, на рубеже XIX–XX веков пришедший на смену историзму, был популярен в столице в течение первого десятилетия. Особняки и общественные здания, построенные в этом стиле, отличались лаконизмом, геометричностью внешних объемов, функциональной организацией интерьеров, эстетизацией железобетонных конструкций, образным декором. После 1910 года модерн сменился неоклассицизмом, называвшимся также петербургским возрождением. Архитекторы, работавшие в нем, были приверженцами идеи развития города в духе национального исторического наследия. Идеи ретроспективизма доминировали в ленинградской архитектуре вплоть до середины 1920-х годов.
На фотографии – вид с Невского проспекта на фасад торгового дома Мертенса, построенного в 1911–1912 годах по проекту архитектора М.С. Лялевича и скульптора В.В. Кузнецова. Возведенный с применением приемов модерна и неоклассики, он завершает перспективу Большой Конюшенной улицы. Здание торгового дома фирмы меховых изделий Фридриха Мертенса стало одним из первых в Санкт-Петербурге, построенных на монолитном железобетонном каркасе. Фасад украшают три застекленные арки-витрины высотой в четыре этажа, отделанные полуколоннами и пилястрами колоссального ордера с коринфскими капителями. М.С. Лялевич, увлеченный архитектурой итальянского Возрождения, развил идею Палладио, декорировав фасад трехпролетными арками. Неоклассические итальянские мотивы, обнаженные фигуры на волютах замковых камней арок, букрании и геральдические композиции видны в скульптурных деталях пятого этажа, созданных по моделям В.В. Кузнецова.
Несмотря на использование ретроспективных приемов, здание Лялевича имело инновационные черты. При его создании применили железобетон и стекло, что было обусловлено необходимостью увеличить естественную освещенность интерьеров. В витражах фасада отражались соседние здания и перспектива Большой Конюшенной. Этот прием характерен для сооружений стилей модерн и конструктивизм, он используется и в новейшей зеркальной архитектуре.
В 1934 году дом использовался как магазин одежды и продовольствия. На снимке Л.Г. Андреевского видно, что на гладком фризе вывеска магазина Ф.Л. Мертенса заменена на «Ленинградодежда». Три арки с вывесками «Ленодежда», «Ленинградодежда» и «Винно-гастрономический» с отдельными входами обозначали торговые залы. До 1917 года там находились кондитерская «Жорж Борман», аптека Келера и меховой магазин Мертенса. В 1944-м в помещениях магазина открылся первый в Ленинграде Дом моделей. В настоящее время в здании также располагаются магазины одежды и кондитерская.
На фотографии видны трамвайные пути на заснеженной мостовой. Трамвайное движение по Невскому проспекту было открыто в 1907 году и прекратилось в 1951-м.

другие работы автора