Андреевский Леонид (1894-1938)
Дворец князей Белосельских-Белозерских. Вид с Фонтанки. Ленинград
1934
Размер - 17 x 22
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-269
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Дворец князей Белосельских-Белозерских. Вид с Фонтанки» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией снимков архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время фотографии Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга. Архитектурная фотография – один из первых жанров светописи, важнейший инструмент изучения истории культуры и искусства.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование различных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворяющим вкусам большинства заказчиков.
На фотографии – вид на дворец Белосельских-Белозерских с правого берега Фонтанки. В конце XVIII века на этом участке архитектором Ф.И. Демцовым был возведен особняк в классическом стиле. Современный облик здание приобрело после перестройки. В 1847–1848 годах мастер эклектики архитектор А.И. Штакеншнейдер по заказу Э.А. Белосельского-Белозерского полностью реконструировал дворец в духе Растрелли. Сохранив основные объемы предыдущего сооружения, архитектор придал парадным фасадам и интерьерам облик в стиле русского барокко XVIII века. Фасад двухэтажного здания украсили полукруглые фронтоны с картушами, пышные лепные наличники окон, трехчетвертные колонны и пучки колонн и пилястр, поддерживаемые фигурами атлантов и кариатид, стены первого этажа облицованы рустом. Скульптурный декор фасадов был выполнен по моделям Д.И. Иенсена. Дворец был одним из красивейших частных домов Санкт-Петербурга.
Владельцы использовали здание для проведения балов, приемов и концертов, участниками которых были выдающиеся музыканты Ф. Лист, А.Г. Рубинштейн, П.И. Чайковский.
В начале 1880-х дворец перешел в казну. В 1884 году он был подарен на бракосочетание великому князю Сергею Александровичу и Елизавете Фёдоровне и стал называться Сергиевским. В 1891 году Сергей Александрович был назначен московским генерал-губернатором, великокняжеская чета переехала в Москву, дворец пустовал. Во время Первой мировой войны в его помещениях размещался Англо-русский военный госпиталь. С 1920 года во дворце находились Комитеты ВКП(б) и ВЛКСМ Центрального района. После 1991 года здание передали Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга.
На фотографии Андреевского видна каменная набережная Фонтанки, которая была отделана гранитом в 1789 году. К 1934 году облицовка требовала серьезного ремонта. Видны частичные утраты изящных решеток перильных ограждений, созданных по эскизам Джакомо Кваренги.

другие работы автора