Андреевский Леонид (1894-1938)
Торговый дом товарищества «Братья Елисеевы». Ленинград
1934
Размер - 21,8 x 17,9
Материал - бумага
Техника - серебряно-желатиновый отпечаток
Инвентарный номер - РФт-284
Приобретено у Л.Г. Андреевского. 1934
Фотография «Торговый дом братьев Елисеевых» входит в комплект из 92 снимков памятников архитектуры Ленинграда, поступивших в Третьяковскую галерею от автора в 1934 году.
Леонид Григорьевич Андреевский был профессиональным фотографом. Его снимки экспонировались на всесоюзных выставках фотоискусства. В журнале «Советское фото» за 1935 год упоминалось, что он работал над серией фотографий архитектуры Ленинграда с 1926 по 1934 год. В настоящее время работы Л.Г. Андреевского хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Государственном музее истории Санкт-Петербурга.
Архитектурная фотография в середине XIX века стала одним из первых жанров светописи и важнейшим инструментом изучения истории культуры и искусства. Здания очень прочны. В то же время любое архитектурное сооружение постоянно подвергается трансформации в процессе эксплуатации и никогда не сохраняет первоначальный облик, задуманный зодчим. Поэтому архитектурная фотография – важнейшее свидетельство эпохи.
Особенность архитектуры Санкт-Петербурга – глубокие классические традиции. Во второй половине XIX века эклектика, ориентированная на использование разных форм и приемов предыдущих стилей, в столичном градостроительстве стала универсальным художественным направлением, удовлетворяющим вкусы большинства заказчиков. Новый стиль, модерн, на рубеже XIX–XX веков пришедший на смену историзму, был популярен в столице в течение первого десятилетия. Особняки и общественные здания, построенные в этом стиле, отличались лаконизмом, геометричностью внешних объемов, функциональной организацией интерьеров, эстетизацией железобетонных конструкций, образным декором. После 1910 года модерн сменился неоклассицизмом, называвшимся также петербургским возрождением. Архитекторы, работавшие в нем, были приверженцами идеи развития города в духе национального исторического наследия. Идеи ретроспективизма доминировали в ленинградской архитектуре вплоть до середины 1920-х годов.
На фотографии – вид с пересечения Малой Садовой (ранее Екатерининской) улицы и Невского проспекта на здание Торгового дома «Братья Елисеевы». Оно было возведено в 1902–1903 годах по проекту архитектора Г.В. Барановского и представляло собой торгово-развлекательный комплекс. Здание включало три торговых зала и концертный зал-варьете, помещения банка, коммерческих курсов, ресторана, а также жилые помещения. Заказчик, купец 1-й гильдии Г.Г. Елисеев, хотел иметь здание, привлекающее внимание потенциальных покупателей дорогого колониального товара и редких вин. Функции сооружения определили его внешний вид. Оно контрастировало с окружающей классицистической застройкой стеклянными витражами-витринами, занимающими все внешние стены здания, при этом гармонируя с ней каменным декором, скульптурой и ковкой.
Г.В. Барановский использовал железобетонную рамную конструкцию, замаскированную камнем. На снимке видны шесть из восьми опор-пилонов, между которыми вместо привычных стен расположены витражи высотой в несколько этажей. Центральный фасад образует арка, объединяющая объемы магазина и концертного зала. В основании причудливой крыши-каскада лежат металлические фермы. Признаки стиля модерн заключаются в кованых решетках, представляющих собой увитые цветущими лианами струны, в волютах-консолях с изогнутыми стеблями растений, в горельефе женской маски, обрамленной цветами и змеями, в поясе из каменных резных листьев каштана.
Скульптуры на фасаде работы А.Г. Адамсона символизируют основы современной цивилизации: науку, промышленность, торговлю и искусство. На фотографии Л.Г. Андреевского у аллегорической фигуры «Наука» в руке циркуль, в настоящее время он заменен на стило. Видны и другие утраты: витражи в витринах, утраченные во время войны, и шпили на крыше, придававшие легкость силуэту здания.
В течение всего срока эксплуатации здание не меняло своего назначения. На первом этаже всегда располагался продовольственный магазин, над которым были театр и ресторан. На снимке видны вывески гастронома № 1, а выше закреплена надпись: «Театр комедии». Во время Великой Отечественной войны в витринах гастронома были информационные «Окна ТАСС», в театральном зале шли спектакли Театра музыкальной комедии и Городского (Блокадного) театра. В настоящее время внизу работает Елисеевский магазин, этажом выше – Театр комедии им. Н.П. Акимова.

другие работы автора