Архипов Абрам (1862-1930)
На Севере
1909–1910
Размер - 80,5 x 69
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.11004
Поступило из Музея Остроухова. 1929
С 1902 года Абрам Архипов каждый летний сезон совершал путешествия по Русскому Северу – Архангельской губернии. Здесь художник отдыхал от преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и собирал натурный материал для будущих картин, работая на пленэре. Северная природа на долгие годы стала основной темой его произведений. Среди них – «Северная деревня» (1902), «Северная деревня» (1903; обе – Третьяковская галерея).
Интерес к передаче разных эффектов освещения побуждал Архипова вновь и вновь искать похожие натурные мотивы, а порой и ракурсы: варьируя технику и колорит, он постоянно открывал новые грани северной природы. Создаваемые им пейзажи получили широкую известность, так как экспонировались на выставках в Москве и Петербурге.
В картине «На Севере» изображена деревня Нижмозеро Онежского уезда Архангельской губернии. До наших дней дошло несколько жилых домов, амбаров, бань на берегу реки Нижмы. Виднеющийся вдали шатровый храм во имя Николая Чудотворца с приделами Зосимы и Савватия соловецких, построенный еще в XVII веке, сгорел в 1986 году.
Солнечный день преображает краски природы: небо и вода светятся лазурью, трава отливает лимонно-желтым, деревянные мостки белеют подобно облакам. Выбрав погодные условия, придающие природным краскам почти лубочную яркость, живописец дополняет холодную цветовую гамму контрастными всполохами красного в одеждах людей на берегу.
В 1911 году пейзаж экспонировался на Всемирной выставке в Париже, а затем на выставке Союза русских художников, где его приобрел Александр Карзинкин, член Совета Третьяковской галереи при попечителе Илье Остроухове. Позднее работа оказалась в его собрании.
Пейзаж «На Севере» не только вошел в золотой фонд шедевров Архипова, но и повлиял на живопись его ученика Василия Рождественского. В 1930-е годы тот написал несколько видов деревни Нижмозеро, например картину «Деревня Нижмозеро. Рыбачьи сараи» (1934, ГТГ), которой также присущ яркий колорит.