Картина написана в переломный период творчества художника, когда он переживал кризис: многолетняя работа над созданием северных пейзажей после критики Александра Бенуа больше не приносила ему удовлетворения. Тогда Архипов вернулся к своей прежней теме – изображению крестьян в их повседневной жизни.
При жизни автора картина оказалась в собрании купца Иустина Ульяновича Матвеева. Предположительно, именно она экспонировалась на выставке Союза русских художников 1913–1914 годов под названием «Этюд» (в документах объединения значилась как «Старуха», приобретение Матвеева).
Пожилая женщина присела отдохнуть и покормить кур. Она выглядит уставшей после тяжелых хозяйственных трудов; постоянная работа под открытым небом, о чем напоминает тяжелая корзина с овощами, придала бронзовый тон ее лицу.
Архипова интересовал не столько сюжет картины, сколько художественная задача, связанная с передачей потока дневного света в полутемном помещении. На этом контрасте красная кофта, голубая юбка, желтый платок, сине-зеленый кувшин становятся яркими цветовыми акцентами композиции.
Сюжет этого произведения мог быть навеян детскими впечатлениями автора и близок к работе
«Посещение больной» (1885, ГТГ), для которой позировала мать художника, сидя в избе возле освещенного дверного проема. Крестьянский быт на этой картине предстает в ином ракурсе. Целью художника становится изображение ярких красивых предметов, включая одежду, пестрое оперение кур, кувшин и прутья корзины, блеск которых усиливается потоком солнечного света.
Полотно исполнено широкими красочными мазками, местами оставляющими просветы на холсте. Этот прием типичен для творчества Архипова и не связан с торопливостью художника: тщательно найдены тона и фактура всех элементов изображения, что свидетельствует о том, что работа не задумывалась как подготовительная.
Спустя несколько месяцев Архипов исполнил знаменитую картину
«Гости» (1914, ГТГ).