В ранний период творчества Абрам Архипов неоднократно обращался к теме повседневного быта женщин. Среди работ такого рода –
«Посещение больной» (1885),
«Старушка на берегу Оки» (1889),
«Поденщицы на чугунолитейном заводе» (1895),
«Прачки» (конец 1890-х; все – Третьяковская галерея).
Затем, в 1901–1912 годах, он писал преимущественно небольшие пейзажи. В 1912 году художник посетил Европу. Путешествие дало ему мощный творческий импульс. Вернувшись на родину, Архипов вновь обратился к любимой теме, обогатив ее новыми интонациями и стилистическими приемами.
В 1913 году художник оказался в Нижегородской губернии. Здесь Архипов создал картину «Весенний праздник» (1913, Козьмодемьянский художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева), в которой показаны женщины в избе, ведущие оживленный разговор у открытого окна. Работа привлекла внимание зрителей на выставках Союза русских художников в Москве и Петербурге в декабре 1913 – марте 1914 года.
Окрыленный похвалой современников, автор исполнил новый вариант той же композиции – полотно «Гости», где представил четырех крестьянок на террасе. Художника не интересуют детали их быта. Яркие чистые краски одежд, подсвеченных лучами летнего солнца, преображают незамысловатую повседневность, придают ей мажорное звучание. Алый, цвет свежей крови, – своеобразная метафора полнокровности бытия – явлен в тканях сарафанов, платков и занавесок, соединяющихся в пестрый праздничный хоровод. Буйство оттенков красного дополняют чистые тона зеленого, бирюзового, лазурного, лимонно-желтого. Радостное настроение молодых женщин, их праздничные наряды, нагретый солнцем воздух, зеленые дали в проемах распахнутых окон – всё сливается в мощный гимн жизни.
Картина с успехом экспонировалась на 12-й выставке Союза русских художников в 1914–1915 годах. Один из посетителей сообщал о выставке: «Она имеет “гвоздь”, чего у “союзников” раньше как-то не происходило. Это – картина А.Е. Архипова “Гости”».
Константин Коровин восхищался полотном и писал одному из знакомых: «…до сих пор я не видел ни в русской, ни в иностранной живописи ничего подобного, нельзя рассказать, в чем дело, замечательно переданы свет и деревья; как будто вы приехали к каким-то родным людям, и когда вы смотрите на картину, вы делаетесь молодой».
В 1915 году Общество художников имени А.И. Куинджи присудило полотну третью премию. В том же году Архипов исполнил с него повторение (Государственный Русский музей).