Саврасов Алексей (1830-1897)
Весна
1880–1890-е
Размер - 31 x 25
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-1345
Дар С.Н. Горшина. 1986
Пейзаж был исполнен Алексеем Саврасовым в поздний период его творчества. В это время жизнь художника была омрачена острыми кризисами, всевозможными невзгодами и, как следствие, отмечена снижением творческой энергии. Тем не менее архитектор Александр Померанцев, встретивший Саврасова случайно в Москве и поразившийся его горестному положению, писал в докладной записке в Академию художеств в 1894 году: «При всем том, ознакомившись с последними работами А.К. Саврасова, <…> я не могу не выразить уверенность в том, что художник даже за эти последние, бедственные для него годы не утратил своей способности и мастерства по части пейзажной живописи; то же должен сказать и о виденных мною его рисунках».
Представляемый пейзаж, в котором Саврасов отобразил любимые им мотивы, связанные с весенним пробуждением природы, служит ярким подтверждением сохранявшейся в нем способности с прежним воодушевлением воспринимать близкую ему весеннюю пору обновления и желания выразить свои эмоции на холсте.
На картине изображена крестьянская усадьба ярким весенним утром. В центре композиции помещен большой деревянный крестьянский дом и сарай для скота, покрытые соломенными крышами, перед домом старое, причудливо раскинувшее свои ветви дерево. Цвет пожухшей прошлогодней листвы перекликается с оттенками соломы на крыше и стога сена перед домом и освобожденными от снега участками влажной земли. В воде отражается голубое небо с серебристо-белыми облаками, подкрашенными отблесками встающего из-за горизонта солнца. Картина словно наполнена веселым гомоном птиц, кружащих над усадьбой в поисках мест для устройства гнезд. Коричневая земля уже готова покрыться нежной молодой зеленью, а на старом дереве вот-вот распустятся молодые клейкие листочки. Начинается новая жизнь. В такие моменты работы над любимыми пейзажными мотивами Саврасов, вероятно, забывал о своих невзгодах, о том, что «полюбил горе», как говорил он своему любимому ученику Константину Коровину. Его произведения в такие дни вновь блистали мастерством художника-поэта, влюбленного в природу, наделенного жизненной силой и вдохновением.