В 1920-е годы Архипов неоднократно жил в летнее время в деревне Солодча Рязанской губернии (ныне микрорайон Солотча в Рязани). Здесь он исполнил ряд изображений местных жителей, преимущественно крестьянок. Разрабатывая женские образы как собирательные, художник давал портретам условные названия, не содержащие имени модели. Среди них –
«Крестьянка» (1925),
«Крестьянка в зеленом фартуке» (1929) и др.
Полотно «Девушка с кувшином» отмечено чертами, характерными для поздних работ Архипова. Среди них – яркость, светоносность колорита, в котором самую заметную роль играют чистые цвета. Розовые, красные, оранжевые тона одежды мыслятся камертоном красочной гаммы и всей композиции полотна. В руках модель держит кувшин и чашку, выделяющиеся на первом плане. Элементы интерьера – драпировки и занавески около фигуры, взятой крупным планом, – кажутся расфокусированными. Вдали серебристыми переливами разбеленных рефлексов светится прямоугольник окна. Всё внимание автора сосредоточено на девушке, чей красочный наряд воплощает энергию жизни.
Продумывая будущую картину, Архипов выбирал подходящую по контрастному сочетанию цветов одежду, при этом использовалась и та, которую он покупал специально для натурных сеансов. Желтый платок с узорами – один из предметов, которые неоднократно изображались художником и, по-видимому, хранились в его мастерской.
Характерен и ракурс композиции. «Меня он усадил на стол, под ноги табуретку поставил… Сколько платил – не помню», – позднее рассказывала позировавшая художнику Прасковья Степановна Плаксина, дочь солотчинского пастуха.
Архипов обычно сам выбирал натурщиц, и, скорее всего, его внимание привлек веселый характер девушки, особенно запомнившийся односельчанам.
Будучи уже пожилой, в 1960-е годы Прасковья Плаксина часто вспоминала художника и его домработницу: «…часто во сне вижу, люди они были очень хорошие».