В 1918 году в Москве был создан Музей охраны материнства и младенчества. Вскоре Архипов получил заказ исполнить для него четыре картины на тему женского труда – «Сенокос», две композиции «На крестьянском дворе» (предположительно, ныне в частных собраниях) и «На заводе» (Государственный музей Государственного культурного центра Туркменистана). В этот период художник получал заказы на другие картины-панно: известен эскиз неосуществленной работы «Пожар в деревне», заказанной Московским отделом изобразительных искусств (1920, ГРМ).
Тема сенокоса привлекала художника и раньше. Так, в 1900-е годы он исполнил картину «Возвращение с сенокоса», однако не был доволен результатом и вскоре ее уничтожил.
Полотно «Уборка сена» – гимн женщинам-крестьянкам, которые совмещают тяжелую физическую работу с материнскими обязанностями. В центре картины – будущая мать, которой беременность не мешает ловко орудовать граблями. В отдалении виднеются деревенские жители, присевшие отдохнуть у костра или накормить ребенка.
Атмосфера яркого солнечного дня придает мажорное звучание сюжету. Художник любуется свежей зеленью травы, синей гладью реки, голубыми цветами. Светятся словно изнутри контрастные на фоне зелени кумачовые одежды крестьянок, красная тень падает на их лица, акцентируя молодость и энергичность тружениц. Женщины новой деревни станут центральной темой последнего десятилетия творчества Архипова: он создаст целую галерею их портретов, таких как
«Крестьянка» (1925),
«Девушка с кувшином» (1927),
«Крестьянка в зеленом фартуке» (1929; все – Третьяковская галерея).
По свидетельству одного из первых биографов Архипова Натальи Рождественской, существовали лишь эскизы четырех работ, заказанных Музеем охраны материнства и младенчества, «очень интересно» задуманные автором. Вероятно, именно они были показаны в 1927 году на персональной выставке художника. Однако в каталоге эта серия значится как полноценные картины, в отличие от других экспонированных эскизов.
Большой размер полотна также свидетельствует о том, что «Уборка сена» – картина, напоминающая эскиз широкой манерой живописи. По-видимому, художник не окончил свою работу: на холсте заметен подробный рисунок углем со штриховкой, частично перекрытый красочными слоями.
Картина в ряде источников датируется 1922 годом – вероятно, именно в это время Архипов завершил работу над серией.