Саврасов Алексей (1830-1897)
После грозы
1870-е
Размер - 29 x 36,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.22591
Поступило от А.П. Лангового. 1936
Картина «После грозы» написана Алексеем Саврасовым в период наивысшего творческого подъема, ознаменованного появлением на Первой выставке Товарищества передвижников картины «Грачи прилетели» (1871, Третьяковская галерея), сделавшей ее автора, по словам Александра Бенуа, «истинным основателем всей новой русской школы пейзажистов». Этим художник был обязан присущему ему, по словам того же Бенуа, священному дару «внимать таинственным голосам в природе, до него еще никем из русских живописцев не расслышанным». К такого рода произведениям, отмеченным глубоко индивидуальной манерой исполнения, можно отнести и картину «После грозы».
Необычайно простой по мотиву пейзаж, в котором отображено состояние природы после прошумевшей грозы, отличается естественностью и жизненностью содержания. В картине разлиты тишь и благодать, наступившие после разгула природной стихии. Отзвуки ее еще ощущаются в сыром воздухе, в наполненных влагой раскидистых ветвях старого дерева, гнущихся к земле, хотя лучи солнца, пробивающиеся сквозь серые тучи, уже готовы согреть сырую после дождя землю. Свет серебристо-оранжевых облаков, проникающий сквозь влажные ветви, отразился в воде небольшого тихого озерца с кувшинками и первым известил о возвращении солнца. Лирическая тишина пейзажа наполнена внутренней экспрессией. Ее создают и высокое голубое небо с облаками, окрашенными кое-где мягким золотистым светом солнца, и земля с ее разнообразием оттенков коричневатых тонов, и зелень трав и деревьев. В целом пейзаж оставляет радостное ощущение пробуждающейся природы. Обыденный мотив, глубоко прочувствованный Саврасовым, влюбленным в родной край, передан им с мастерством художника, умеющего увидеть и показать красоту будничного, сказать о ней высоким поэтическим языком.
Исаак Левитан, воспитанник Саврасова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, писал о творчестве своего учителя: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».