Альбом известного исторического живописца Клавдия Лебедева включает многочисленные рабочие наброски. На одном из листов – эскиз композиции и зарисовки фигур к акварели «Ассамблея при дворе Петра I» (Ивановский областной художественный музей).
Образ Петра I занимает особое место в творчестве Лебедева. Именно этой значимой для истории России фигуре посвящены многие его работы 1890–1900-х годов, такие как «Кончина царя Фёдора Алексеевича» (1890-е, эскизы в Третьяковской галерее), «Дьяк Зотов обучает царевича Петра» (начало 1900-х, эскизы в Третьяковской галерее). Одна из работ на эту тему – акварель «Ассамблея при дворе Петра I».
Ассамблея, прообраз дворянского бала, – нововведение Петра I, которое нанесло окончательный удар по старым устоям. В домах богатых людей проводились собрания «для забав и для дела», причем в них непременно должны были принимать участие и женщины.
На альбомном листе художник создает вариант композиции, ищет наиболее выразительное положение фигур. В центре оказывается женская фигура в пышном платье, непринужденно танцующая с кавалером. В финальном варианте посыл меняется, поза дамы становится более скованной. В наброске особое внимание художник уделяет образам пожилых дам, их эмоциям, реакции на все происходящее. Этих дам он в итоге нарисует со спины.
Рисунок из альбома дает уникальную возможность увидеть работу художника в процессе, понять его логику и более глубоко воспринять результат – осуществленную акварель «Ассамблея при дворе Петра I».