К моменту создания работы Архипов окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и несколько лет проучился в Императорской Академии художеств. В этот период творчества он неоднократно писал сцены из повседневной жизни. Таковы картины
«Лавка старьевщика» (1882),
«Пьяница (Шинок)» (1883),
«Посещение больной» (1885; все – Третьяковская галерея). Во всех этих произведениях художника увлекает передача контраста между полумраком интерьера и проникающим через открытые окно или дверь потоком дневного света. По мере совершенствования живописной манеры Архипов всё смелее работает с яркой сочной палитрой, увлекаясь передачей игры бликов и рефлексов на предметах.
Тема мастеровых за своим занятием – возможно, крестьян, уехавших в город на заработки, – была близка художнику. Мастера склонились над столом, повсюду видны сапожки, ботинки, атрибуты башмачного ремесла. Однако живописца интересует не столько скудное убранство помещения, сколько контрастные пятна неожиданно ярких одежд. Архипов любуется торжественным мажорным звучанием этих цветов, ставших центром композиции: лазурным, кумачово-красным и белым их рубах, как бы светящихся изнутри.
Несмотря на то что картина создана в ранний период творчества Архипова, в ней уже угадывается его зрелый и самобытный талант. В дальнейшем художника ждал успех в области жанровой живописи.