Косынкин Владимир (род. 1941)
Геката. Тени. Лист № 5
2013
Размер - 48 x 45
Материал - бумага хлопковая
Техника - рельефная печать, ксилография, печатная краска китайская
Инвентарный номер - ГРС-12760
Дар автора. 2019
Владимир Петрович Косынкин, выпускник Полиграфического института, зарекомендовал себя как мастер пластических конструкций, рисунка и гравюры. На графическом факультете института он учился у знаменитых художников – А.Д. Гончарова, П.Г. Захарова и В.Н. Ляхова, а затем и сам много лет был там преподавателем.
Характерной чертой искусства графики конца ХХ – начала ХХI века стали разнообразные эксперименты с бумагой, сложное конструирование произведений. Косынкин в своем творчестве занят задачей расширения пластических возможностей графики, вдохновляясь при этом искусством разных эпох. В процессе многолетних исследований графических техник он предложил идею «бумажного рельефа», или «бумажной скульптуры». Рельеф на бумаге создается с помощью оттиска с деревянной формы с вырезанным на ней выпуклым рисунком. Сюжеты рельефов отсылают к Античности и Ренессансу, а пластика – к таитянским резным панелям Поля Гогена.
В рельефе «Геката. Тени» Косынкин создает образ грозной богини, которая в древнегреческой мифологии отождествлялась с ночью, магией и колдовством. Ее считали богиней подземного мира, покровительницей ночных зверей и волшебных чудовищ, ведьм и чародейства. Косынкин следует сложившемуся представлению о Гекате как о трехликой богине, являющейся в виде трех женщин. Три ипостаси символизировали ее власть над прошлым, настоящим и будущим, над рождением, жизнью и смертью, а также над тремя стихиями – землей, огнем и воздухом. Нередко она изображалась в окружении стигийских собак – свирепых псов из преисподней, которых мы видим и в работе Косынкина. В руках у Гекаты традиционные атрибуты – змея и факел.
Косынкин покрывает выпуклый рисунок рельефа черной краской и создает строгий силуэт богини, подобный тени, и перед зрителем предстает лаконичный образ таинственного божества, принадлежащего миру мрака и теней.
Владимир Косынкин в своем творчестве обращается к образному миру искусства прошлых эпох, подтверждая неисчерпаемость мирового культурного наследия.