Косынкин Владимир (род. 1941)
Битва
2007
Размер - 38 x 57,5
Материал - бумага хлопковая
Техника - рельефная печать
Инвентарный номер - ГРС-12757
Дар автора. 2019
Владимир Петрович Косынкин, выпускник Полиграфического института, зарекомендовал себя как мастер пластических конструкций, рисунка и гравюры. На графическом факультете института он учился у знаменитых художников – А.Д. Гончарова, П.Г. Захарова и В.Н. Ляхова, а затем и сам много лет был там преподавателем.
Характерной чертой искусства графики конца ХХ – начала ХХI века стали разнообразные эксперименты с бумагой, сложное конструирование произведений. Косынкин в своем творчестве занят задачей расширения пластических возможностей графики, вдохновляясь при этом искусством разных эпох. В процессе многолетних исследований графических техник он предложил идею «бумажного рельефа», или «бумажной скульптуры». Рельеф на бумаге создается с помощью оттиска с деревянной формы с вырезанным на ней выпуклым рисунком. Сюжеты рельефов отсылают к Античности и Ренессансу, а пластика – к таитянским резным панелям Поля Гогена.
Многофигурная композиция «Битва» развернута по горизонтали подобно античному декоративному фризу. Профили участников средневекового сражения наслаиваются друг на друга, усиливая плоскостность построения пространства. Художник подчеркивает, что силы противоборствующих сторон равны – две группы противников расположены практически зеркально, и сталкиваются они в композиционном центре изображения, где пересекаются их копья. Продуманная и взвешенная взаимосвязанность фигур, игра света и тени на выпуклом рельефе создают архитектоническую цельность произведения.
Эксперименты с графической формой привели Косынкина к бумажному рельефу не случайно. Свое понимание движения и пластики человеческой фигуры в пространстве художник постигал именно через занятия скульптурой. Работа с пластической формой и объемными постановками и конструкциями была обязательной частью в преподавательской практике Косынкина на графическом факультете Полиграфического университета.
Владимир Косынкин в своем творчестве обращается к образному миру искусства прошлых эпох, подтверждая неисчерпаемость мирового культурного наследия.