Анатолий Никич, бывший на фронте с весны 1944 до ноября 1945-го, закончил Великую Отечественную войну в Германии. Спустя десятилетия, в 1960-х, начиная терять своих однополчан и друзей-художников, прошедших дорогами войны, он стал обращаться к военной теме. Размышляя о соотнесении тем войны и творчества, художник говорил: «Мои картины – воспоминания о войне – шли в поисках изобразительных реализаций этих ощущений». В эти годы художник стал разрабатывать особый жанр натюрморта на основе концепции «мир в мастерской художника».
Картина «Кованая медь» в его творчестве – одна из таких работ, связанных с темой войны. Центром произведения служит композиция, над которой работает скульптор. Она напоминает противотанковые ежи, устанавливавшиеся на улицах Москвы в 1941 году. Работая на контрасте темного и светлого, сдержанной горизонтали и динамичной вертикали, на разнообразии фактур, Никич создал эмоциональное напряжение полотна. Тщательный отбор немногочисленных предметов в сочетании со сдержанным колоритом рождает чувство суровости творческого бытия.
Никич рассматривал мастерскую как средоточие всех проявлений жизни, где каждый предмет становится важным элементом целого. Его натюрморты всегда были авторскими высказываниями, отражающими нравственную позицию художника.
Для своего времени Никич был экспериментатором, открывшим новые возможности натюрморта и создавшим собственный стиль. Именно «натюрмортами в мастерской» он вошел в отечественную историю живописи.