Савинов Александр (1881-1942)
Играющий мальчик
1940
Размер - 89 x 111
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-3848
Приобретено у Н.Г. Савиновой, внучки художника. 1988
Александр Савинов родился и вырос в Саратове. Нижняя Волга и окружающая природа стали источником вдохновения для целой плеяды русских художников, которых можно объединить в особую ветвь русского искусства, среди них В.Э. Борисов-Мусатов, П.В. Кузнецов, А.Е. Карёв, К.С. Петров-Водкин, А.И. Савинов, П.С. Уткин, скульптор А.Т. Матвеев. Такое обилие талантов объясняется основанием Саратовского художественного музея имени А.И. Радищева и при нем Боголюбовского рисовального училища, где начинал свое профессиональное образование Александр Савинов.
На формирование творческой манеры художника повлияли годы учебы у Д.Н. Кардовского в мастерской И.Е. Репина в Академии художеств (1903–1906), в Академии Коларосси в Париже (1906), а также пребывание в Италии (1909–1911, с перерывами). Он восхищался помпейскими фресками и наследием мастеров Ренессанса, испытал влияние модерна и символизма. Его монументальные картины с орнаментальными фонами стилизованы под гобелены, изобилуют изысканными деталями.
В 1930-е годы художник работал над масштабным полотном, которое должно было отразить красоту жизни советского человека во всем ее многообразии. Картина получила название «В парке культуры» (1938–1942), она находится в семье художника. Такие парки активно создавались по всей большой стране. Множество сюжетов повествует о советских людях, весело проводящих там свой выходной день. Многие этюды, созданные художником к будущему полотну, – самостоятельные произведения. По примеру старых мастеров художник сам изготавливал краски и скрупулезно прорабатывал каждый образ и мизансцену в многочисленных набросках и эскизах. Даже для мелких фигур дальнего плана Савинов писал обстоятельные этюды большого размера, некоторые из них хранятся в собрании Третьяковской галереи: «Отец» (1939), «Ведущая детей» (1939), «Играющий мальчик» (1940), «Девочка под зонтиком» (1940).
В этюде «Играющий мальчик» художник использует богатую палитру красок, широкий мазок и четкие линии. Пластичная детская фигура представлена в сложном ракурсе. Мальчик одет в яркие красные штаны на лямках и тюбетейку по моде тех лет.