Уроженец Саратова, Александр Савинов первоначальное художественное образование получил в Боголюбовском рисовальном училище, где занимались многие художники «саратовской школы», например Павел Кузнецов и Пётр Уткин. Но в отличие от них Савинов предпочел продолжать обучение не в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.А. Серова и К.А. Коровина, а в Академии художеств. Здесь его первым наставником стал Ян Ционглинский, пользовавшийся репутацией главного петербургского импрессиониста. Савинов мог видеть его красочные, широко написанные этюды 1901 года, привезенные из путешествий по Сирии и Палестине.
В этюде «Берег Волги» Савинов наиболее близок манере учителя. Мотив увиден сверху – художник одним взглядом окидывает водную гладь, причаленные судна, лодку со спущенным парусом и какой-то утварью, песчаную полосу, еле различимые фигуры людей. Всё пронизано мягким утренним светом, наполнено речной свежестью. Серо-голубые, охристые, розоватые, белые цветовые пятна ритмически повторяются, создавая впечатление естественной, увиденной в натуре и тонко переданной живописной гармонии.
Композиция не только фрагментарна, что характерно для импрессионизма, но и асимметрична – нагруженная правая часть и более свободная левая подчеркивают непринужденность, кажущуюся случайность попавших в поле зрения автора объектов. Но художник с помощью цвета умело восстанавливает равновесие, вводя справа и слева (на равном расстоянии от центра) самый темный и самый светлый акценты. Точка зрения сверху, с высокого берега, придает композиции компактность, а образному звучанию – некоторую жанровость, даже интимность. Если большинство художников представляли волжский пейзаж как величественную панораму, то Савинов находит свой поворот темы – изображает прибрежный уголок, полный жизни и обаяния.