Взаимодействие с культурным наследием прошлого, принимавшее разные формы в искусстве ХХ века, получило законченное и стройное выражение в живописной системе Дмитрия Жилинского. Примером подобного творческого диалога могут служить не только его известные сюжетные композиции и портреты, но и натюрморты.
Особой вещественной обстоятельностью впечатляет камерный «Весенний натюрморт». На бордово-коричневом фоне в неглубоком пространстве, ограниченном прямоугольным коробом из некрашеных досок, изображены предметы. Их число невелико, и все они связаны между собой тематически и композиционно. Усыпанные белыми цветами ветки плодовых деревьев – один из узнаваемых атрибутов весны. Художник показывает их словно в потоке времени: часть лепестков упала на деревянную доску и белое фарфоровое блюдце. Еще одним смысловым и композиционным акцентом натюрморта стало яйцо – символ зарождения новой жизни и один из атрибутов весеннего праздника Пасхи, напоминающего о Воскресении Спасителя. Белый цвет, знак чистоты и обновления, присутствует во всех предметах натюрморта, эффектно выделяющихся на контрастном темном фоне.
Необычно здесь и решение пространства, намеренно неглубокого, в которое помещены объемно написанные предметы, кое-где выступающие за границы отведенной им ниши.
«Весенний натюрморт» был задуман Жилинским как часть цикла, посвященного временам года. Сегодня эти произведения оказались рассеяны по разным музейным собраниям: «Весенний натюрморт» хранится в Третьяковской галерее, «Летний натюрморт» – в музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске, «Зимний натюрморт» – в РОСИЗО в Москве. Каждая из этих работ решена в своей колористической гамме, различается тематически за счет разного подбора предметов и не схожа с другими по настроению.
«Весенний натюрморт» Дмитрия Жилинского близок по внутреннему чувству написанной им в том же году картине
«Молодая семья», где портретно изображены его сын Василий с женой Кариной, ожидающей в скором времени рождения дочери. Вместе эти две работы художника могут составить пару, близкую не столько композиционно, сколько по нежной трепетности образного воплощения.