На холсте изображена художник-живописец Лавиния Александровна Бажбеук-Меликян (1922–2005), близкий друг семьи Жилинских. С Дмитрием Жилинским она подружилась еще в годы учебы в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова, который оба окончили в 1951 году. Теплые отношения они сохранили на всю жизнь, продолжив в дальнейшем дружить семьями. Несколько лет Лавиния Бажбеук-Меликян с мужем Александром Сухановым и маленькой Марьям прожили рядом с Жилинскими – Ниной, Димой и их дочкой Олей – в соседней мансарде знаменитого Красного дома художников в Новогирееве. Разъехавшись потом по разным адресам, они поддерживали дружеские отношения: вместе радовались удачам, сопереживали друг другу и помогали в трудные минуты жизни.
Глубокой личной утратой для Дмитрия Жилинского стал уход из жизни его супруги Нины Жилинской, скончавшейся в 1995 году. Ее отпевание проходило в присутствии родных и близких в центральном овальном зале дома в Новобутакове, в окружении ее картин и скульптур. Именно эта сцена легла в основу картины-реквиема «Вечная память художнику» (бывшее собрание Института русского реалистического искусства), написанной Дмитрием Жилинским в 1997 году. Портретный этюд с Л.А. Бажбеук-Меликян был исполнен живописцем в ходе работы над этой большой композицией. Интересно, что образ скорбящей Лавинии решен Жилинским в этюде даже более остро, чем в многофигурной картине, где индивидуальная эмоция каждого персонажа соотносится с общим решением сцены. Кроме того, этюд, в отличие от картины, строится на активном контрасте холодных и теплых цветов – синего, желтого, охры.
Зажженная свеча в руке Лавинии – один из традиционных атрибутов обряда отпевания – символически знаменует скоротечность земной жизни и переход души человека в мир иной. На стене справа привлекает внимание фрагмент живописной работы Нины Жилинской, где она – левой рукой после перенесенного инсульта – изобразила себя и мужа в те последние годы, которые они провели вместе.