Илья Машков принадлежал к плеяде молодых живописцев, объединившихся в общество художников "Бубновый валет" и утвердивших новый стиль в живописи. Молодые художники не только использовали новые формы - они стали ниспровергателями авторитетов, пиетет по отношению к творчеству признанных мастеров сменился интересом к их техническим и технологическим приемам, композиционным решениям с тем, чтобы использовать их достижения в собственном творчестве. Они создали новую, энергичную, подчас дерзкую по цвету живопись, провозгласив основой своего искусства привязанность к плоти вещей, к живописной свободе.
Портреты, написанные Машковым в это время, не скрывают «оглядки» на Сезанна, Ван Гога и Матисса, к тому же, они трактуют изображаемого человека практически как натюрморт, только несколько более сложный. Художник старается обобщить и упростить в основных плоскостях и очертаниях человеческое лицо и фигуру совершенно таким же образом, как упрощают яблоко, тыкву, кувшин, располагая их на фоне живописной драпировки.
«Портрет Курлянда» - прекрасная иллюстрация этого утверждения. Он бросает вызов общепринятым нормам и традициям русского психологического портрета, содержанием которого было, прежде всего, раскрытие внутреннего мира, духовной жизни человека. Лицо портретируемого написано поистине вызывающе – крупными, ярчайшими пятнами почти не смешанной, «сырой» тюбиковой краски – оранжевой, зеленой, фиолетовой. Машков в это время совершенно откровенно следует фовистам, в первую очередь Матиссу, он полностью подчиняет модель своим живописным задачам. Это не индивидуальная характеристика портретируемого, а создание своеобразной живописно-орнаментальной композиции. Впрочем, портрет этот вполне информативен – перед нами щегольски одетый человек в светлом костюме-тройке, с цветком в петлице, сидящий в непринужденной позе. В его взгляде, устремленном прямо на зрителя, чувствуется уверенность в своих силах, а то, что этот человек заказывает портрет Машкову, свидетельствует о его приверженности новейшим достижениям живописи.
Примечательно, что в каталогах выставок 1909-1911 годов– Салон Издебского, «Бубновый валет», Московский салон – среди работ И.И.Машкова он записан как «Портрет Е.И.К.». Картина поступила в Галерею с названием «Портрет неизвестного с цветком в петлице». Однако, в процессе работы над Академическим каталогом было установлено, что это портрет Ефрема Исааковича Курлянда – коллекционера, собирателя произведений художников общества Бубновый валет, владельца магазина по продаже картин, рам, багета и художественных принадлежностей в Москве.