Машков Илья (1881-1944)
Яблоки и груши на белом
1908
Размер - 62 x 80
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.8629
Поступило из Государственного Музейного фонда. 1927
Натюрморт " Яблоки и груши на белом" написан Машковым осенью 1908 года, вскоре после возвращения из-за границы. Разработать маршрут первой поездки Машкову помогал его друг Петр Кончаловский - с марта по август художник посетил 17 городов во Франции, Германии, Австрии, Испании, Италии. Это было путешествие, которое стало стимулом к переосмыслению творческих задач: "... Заграничная поездка дала мне много свежих сил и воодушевления, и в сентябре я вновь начал усиленно работать с полным сознанием и ясностью для меня целей искусства" – вспоминал Машков.
Невозможно переоценить то влияние, которое оказывает на художника непосредственное знакомство с творчеством великих старых мастеров – и Машков не был исключением. Как несколькими годами ранее он открывал для себя «живые» произведения западноевропейских мастеров в петербургском Эрмитаже, так «впитывал» он в итальянских и испанских городах знаменитые работы великих живописцев прошлого. В Париже Машков изучал не только классическое искусство, но и новейшую живопись. В какой-то момент пиетет по отношению к творчеству знаменитых мастеров сменился профессиональным интересом к техническим и технологическим приемам, композиционным решениям, с тем, чтобы использовать их достижения в собственном творчестве.
Сезанн был в ту пору кумиром всех художников, объединившихся впоследствии в общество «Бубновый валет». Он открыл им "секрет" реальной живописи, противоположный по своим качествам натуралистической иллюзорности. Этот секрет давал какую-то дерзость и силу, открывал новые качества живописи, совсем далекие от импрессионизма. И хотя Машков вернулся в Училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы продолжать занятия в мастерской В.А. Серова и К.А.Коровина, работы этого периода свидетельствуют о начале формирования собственного метода художника, причем даже выбор жанра натюрморта и мотива изображаемого свидетельствуют о приверженности традициям Сезанна. "Яблоки и груши на белом" демонстрируют желание активизировать выразительные возможности цвета для лепки объема и передачи пространства. Не случайно эта картина была приобретена у автора знаменитым коллекционером работ художников-авангардистов - И.С. Исаджановым. В 1927 году картина поступила из ГМФ на выставку Бубновый валет, а потом осталась в Галерее.