Илья Иванович Машков (1881 – 1944) – ярчайший представитель русской живописи первой половины XX века, один из основателей художественного объединения «Бубновый валет», прошедший путь от академической традиции до авангарда и далее до живописи социалистического реализма. Ученик Валентина Серова и Константина Коровина в годы обучения в МУЖВЗ (1900-1910), ещё в студенчестве Машков сам становится преподавателем, организуя в 1904 году одну из крупнейших и вскоре известнейших мастерских в Москве.
Натюрморт имел особое значение для Машкова на протяжении всего его творческого пути. В конце 1900-х – первой половине 1910-х он нередко прибегает к круглым или овальным формам холста: это и овальные по форме натюрморты («Натюрморт с ананасом» около 1910, ГРМ), и полукруглая или полуовальная форма завершения холста («Натюрморт. Камелия» 1913, ГТГ; «Натюрморт с дынями и тыквами» 1915–1916, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск). Подобным ходом художник делает прямую отсылку к вывескам и расписным подносам, вдохновлявшим многих художников «Бубнового валета». Для самого же Машкова это было, своего рода, «возвращением к истокам»: в юности будущий художник, работая у торговца фруктами и бакалейными товарами, увлечённо копировал лубки и делал торговые плакаты.
В натюрморте «Розы» художник будто бы доводит до кульминации свои множественные эксперименты с формой, решая композицию в тондо (итал. tondo — круглый). В пространстве холста выстраивается мерное движение силуэтов, где смягчённые линии графина, бокалов, кувшина и бутонов роз начинают подчиняться единому неспешному ритму круга. При этом внезапные, будто бы нелогичные «обрывы» линии стола ломают видимый покой композиции — в духе живописи французского постимпрессионизма, вдохновлявшего Машкова, в первую очередь, живописи Анри Матисса и Поля Сезанна.
Круглящаяся форма, повторённая в натюрморте множество раз, усиливает, эффект осязаемости предметов, пусть и иллюзорный. И хотя Машков отказывается от выписывания текстуры и поверхностей предметов (натурная передача материалов заинтересует его позже), эта игра форм заставляет объекты казаться выпуклыми и будто бы тактильно ощутимыми, оживляя этот «натюрморт-поднос».
В 1916 году натюрморт «Розы» входит в круг тех произведений Машкова, которыми он представляет ретроспективу своего творческого пути на рубеже нового жизненного этапа – в этот год Машков выходит из «Бубнового валета» и становится членом общества «Мир искусства». Работа появляется на Выставке современной русской живописи в Петрограде (ноябрь 1916 – январь 1917), где в отдельном зале экспонировалось 69 работ Машкова — по большому счёту, первой персональной и самой большой прижизненной экспозиции произведений художника.