Машков Илья (1881-1944)
Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком
1913
Размер - 81 x 99
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-745
Приобретено у М.И. Машковой, вдовы художника. 1968
Илья Иванович Машков (1881 – 1944) – ярчайший представитель русского авангарда, один из основателей художественного объединения «Бубновый валет». Поступив в 1900 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Машков начинает с академической традиции, но уже во второй половине 1900-х выбирает авангардный путь.
Из трёх заграничных поездок, совершённых Машковым (в 1908-м, 1913-м и 1914 годах), вторая заметнее всего даёт импульс развитию Машкова-пейзажиста. В 1913 он создаёт целый ряд итальянских пейзажей, одним из которых становится «Италия. Нерви. Пейзаж с акведуком».
Здесь Машков фиксирует собственное впечатление от мощной античной конструкции — акведука в долине Валь-Бизаньо. Образ акведука формирует композицию картины, становясь устойчивым каркасом для остальных форм. Пейзаж и окружающая архитектура будто повторяют ритм арок акведука в темнеющих вершинах гор, силуэте моста, абрисе дверных проемов. Интенсивный колорит Машкова в данном случае сменяется чуть более мягким, будто уподобляясь фреске: изысканные сопоставления охры, оттенков розового и красного с холодными тонами на дальнем плане заставляют краски скорее сиять, чем гореть. Как и в работе «Берег моря. Италия. Нерви» (ГТГ), созданной в тот же год, в «Пейзаже с акведуком» угадывается влияние итальянской живописи раннего Возрождения. Вероятно, здесь, в некотором роде, зарождается та линия тяготения к классическому европейскому искусству, которую художник будет развивать в 1920-е годы.
Пейзаж поступил в коллекцию Третьяковской галереи только в 1968 году от вдовы Машкова, художницы Марии Ивановны Машковой. И хотя работа долгое время не была представлена публике, при жизни автора произведение вошло в состав самой крупной прижизненной экспозиции Машкова – в отдельном зале Выставки современной русской живописи в 1916-1917 (Петроград).