Машков Илья (1881-1944)
Портрет Н.И. Скаткина
1921–1923
Размер - 97 x 90,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.15706
Приобретено у автора. 1934
Развитие живописного языка Ильи Машкова неразрывно связано с его работой педагогом. Рубеж 1910-х – 1920-х стал для художника периодом напряжённой преподавательской деятельности, о котором в 1920 году он сам пишет так: «Я все свое время и энергию направил на занятия с учениками… Все лето занимаясь с учениками, я создавал программу и метод преподавания, перерабатывая и систематизируя накопившийся из многолетнего опыта материал». Машков стремился организовать работу в мастерской подобно устройству мастерских художников эпохи Ренессанса, где ученики вручную растирают краски и создают грунты, где физический труд и строгая дисциплина напрямую связаны с творческими достижениями. «Муза любит сильных – следовательно, красивых. Слабые и мёртвые чужды ей» — одно из правил-лозунгов мастерской, сформированных к этому времени.
Ориентация на классические традиции проявила себя и в живописи Машкова. На начало 1920-х годов приходится создание ряда, по выражению И.С. Болотиной (искусствоведа, исследователя творчества Машкова) «музейных» натюрмортов («Натюрморт с фарфоровыми фигурками» и «Натюрморт с фигуркой. (Фарфоровая статуэтка и часы)» из Ярославского художественного музея, «Натюрморт с фарфоровыми статуэтками» из Третьяковской галереи, «Натюрморт с веером» из Русского музея).
Так же можно охарактеризовать и портреты этого времени, в частности, изображение Николая Ивановича Скаткина — механика, изобретателя, преподавателя Института инженеров Красного Военно-воздушного флота в Москве. Примечательно, что, будучи ребёнком, Машков сам страстно увлекался механикой и техникой, мастерил всевозможные объекты — возможно, в этом отчасти коренилась симпатия художника к своему герою.
Сосредоточенный образ модели выстраивается на фоне лакированной красной мебели, ампирной колонны-пьедестала и гипсовой фигуры – узнаваемых предметов из мастерской Машкова. Классический дух интерьера подчёркивается точностью силуэтов, подробным рисунком декоративных элементов (орнаменты на колонне) и, в конце концов, входит в соответствие со строгим образом изображённого. В противовес ранним вызывающим портретам («Портрет В.П. Виноградовой» 1909, ГТГ, «Дама с китаянкой. Портрет Е. И. Киркальди» 1910, ГТГ), где краски ярко выкрашенных лиц не уступают узорчатому фону, здесь Машков стремится к большему равновесию между цветовыми пятнами. Насыщенный бирюзовый фон, мебель из красного дерева и золотистого цвета колонна даются лишь фрагментами — все контрасты здесь сдерживаются тёмным пятном одежды героя, самой крупной частью изображения. И колорит, и подробная передачи фактуры предметов соотносят «Портрет Н.И. Скаткина» с картиной Павла Федотова «Вдовушка» (1850, ГТГ) – как вспоминала супруга художника Мария Ивановна, одним из любимых произведений Машкова в это время.