Немухин Владимир (1925-2016)
Ломберный столик
1973
Размер - 80 x 68
Материал - холст
Техника - темпера, масло, картон, цветная печать, коллаж
Инвентарный номер - НТ Ж-244
Поступило от Т.Б. Вендельштейн. 2014
Владимир Немухин – ведущий представитель живописной абстракции среди художников московского андерграунда, один из членов лианозовской группы. Первым учителем молодого художника стал Петр Соколов, принадлежавший к кругам русского авангарда 1910-х – 1920-х годов. Именно он подстегнул интерес молодого художника к пейзажной живописи. В отличие от наставника, Немухин в собственных работах не останавливается на упрощении пейзажа; он постепенно отказывается от реалистической живописной проработки, следуя по пути кубизма, раскладывая изображение на плоскости. Новый виток в развитии наступает после Фестиваля молодежи (1957) и посещения Американской национальной выставки (1959): художник начинает создавать работы в стиле абстрактного экспрессионизма. Но и отказ от предметности не становится конечной точкой. Немухин вспоминает: «Абстракция стала меня утомлять; я перестал двигаться в этом направлении. Я стал искать предмет – пришла карта, я увидел ее геометрию». Вначале художник осваивает мотив, который станет сквозным для его творчества – игральной карты, а затем начинает выстраивать среду вокруг интересующего его предмета.
В картине «Ломберный столик» (1973) пейзажная структура более ранних работ сменяется композицией нового типа, подчеркнуто уплощенной. Размытая плановость ранних произведений уходит, уступая место плоскости деревянной столешницы, показанной фронтально. Глубина изображения осознанно сокращается, в результате чего предметы – стол и карты – выдвигаются вперед.
Композиция делится на две части. Нижняя часть полотна имитирует поверхность ломберного стола, затянутого зеленым сукном. Немухин верен коллажу – технике, которой пользуется вплоть до 2000-х годов. Иллюзионистический эффект создается благодаря помещенным в картину фрагментам шпона. Контрастные прямоугольные пятна красного, синего и обособленная от других, вклеенная карта – туз червей – составляют композиционный центр работы. В верхней части картины, на светлом, неоднородном фоне, изображенные карты смешиваются с настоящими, складываясь в хаотичную мозаику из мастей и рубашек.
«Ломберный столик» балансирует между абстракцией и натуроподобием. Художник прибегает к коллажному методу для того, чтобы наметить грань реальности, не переходя ее. Он помещает в изобразительное поле прямоугольные силуэты и настоящие карты, набрасывает очертания столешницы и подчеркивает ее край шпоном. Столкновение образа предмета с самим предметом создает тонкую визуальную игру, диалог реального с условным. «Ломберный столик» (1973) продолжает сложившиеся в середине 1960-х годов тенденции, которые останутся с художником на протяжении всего творческого пути – уплощение композиции, совмещение абстракции и предметности.