Вакханка
Патрон шедевра
Андреев Николай (1873-1932)
Вакханка
1911-1912
Размер - 36 x 45 x 34
Материал - керамика, ангобы, глазурь
Техника - роспись полихромная
Инвентарный номер - Инв.18470
Поступила в 1934 году из мастерской скульптора. Москва
Николай Андреевич Андреев отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как автор ряда памятников в Москве, создатель галереи скульптурных и графических портретов представителей культуры и искусства, общественных и политических деятелей первой трети ХХ века. С 1892 по 1918 год он преподавал рисунок и скульптуру в Строгановском училище, где возглавлял керамическую мастерскую.
Скульптурная керамическая мастерская, созданная в 1897 году, была экспериментальным художественным отделением, выпускавшим исключительно авторские работы. Многие из них выполнялись с использованием новых технологических средств: полихромных эмалей, восстановительного обжига, нанесением кристаллической глазури и глазури с металлическим блеском. Интерес к освоению новых технологий, позволявших реализовывать самые разнообразные художественные замыслы, подтолкнул Андреева к продолжению эксперимента в области поливной и расписной керамики. Для этой цели он установил муфельную печь у себя в мастерской, в которой производил обжиг большинства своих работ.
Андреев не показывал эти произведения на выставках. Они создавались в процессе поиска пластического воплощения графических рисунков и многочисленных фотографий с обнаженной натуры. Скульптор настойчиво подбирал цветовое и фактурное решение, выполняя целый ряд вариантов одного и того же образа. Он не экспериментировал с композицией, все его внимание было сосредоточено на изменении впечатления от одной и той же формы, но с разным цветом поверхности.
В собрании галереи находятся два экземпляра скульптуры «Вакханка», выполненные в 1911–1912 годах в керамике с разными вариантами росписи, глазурованные и украшенные ангобами, что позволяет проследить и сравнить творческие эксперименты и находки скульптора в области полихромной росписи скульптуры.
В творческом наследии Андреева можно проследить отдельные темы, к которым он возвращается в течение ряда лет. Среди произведений, изображающих обнаженную натуру, выделяется мотив, продолжающий традицию вакхических сюжетов, берущий свое начало с рисунков на древнегреческих вазах. Вакханалия – празднество в честь античного бога плодородия, покровителя виноградарства и виноделия Диониса, или Вакха. Согласно мифам, Вакха в его шествии, носившем экстатический характер, сопровождали женщины-вакханки и лесные демоны плодородия – козлоногие и рогатые сатиры.
Интерес к вакхическим сюжетам подпитывался и увлечением Н.А. Андреева фотографией. На втором этаже, как раз над его скульптурной мастерской, располагалась студия, в которой занимались пластикой по системе Айседоры Дункан актеры Художественного театра. Танцовщицы очень часто позировали Н.А. Андрееву, становясь моделями для фотосессий, рисунков и скульптуры. Сохранились многочисленные зарисовки, черно-белые и цветные стереопары, где запечатлен вакхический танец, исполняемый занимающимися в студии актерами, одетыми в прозрачные туники или обнаженными.
На протяжении ряда лет существенно менялся подход скульптора к изображению обнаженного тела, выбору позы, интенсивности движения вакханок. Если огромный успех на 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1905 году имела композиция «Вакханка на козле», покорившая публику открытой томной чувственностью, то в скульптуре «Вакханка с виноградом» (1914–1915) проявляется стремление к лаконичной строгости формы.