Николай Андреев выполнил четыре барельефа для постамента памятника писателю Николаю Гоголю (1809–1852) на Никитском бульваре (первоначально Пречистенский бульвар) в Москве.
Памятник Гоголю скульптора Андреева стал самым известным монументом писателю, который был возведен по инициативе Общества любителей российской словесности на средства, собранные по подписке. К 1896 году была набрана сумма около 70 тысяч рублей. Комитет общества принял решение о подготовке конкурса на лучший проект памятника. Однако, несмотря на предложенные более 40 моделей памятника, ни одна из них не была рекомендована для воплощения в 1902 году.
В 1906 г. по предложению художника, члена Академии художеств Санкт-Петербурга И.С. Остроухова подготовку нового проекта памятника поручили Николаю Андрееву с условием, что если хотя бы один из членов комитета выскажет возражения против представленной модели, заказ скульптору будет аннулирован.
Проект памятника был представлен для осмотра в саду дома Остроухова и члены Комитета единогласно утвердили представленную модель. Остроухов о памятнике сказал, что «вышло превосходное, значительное, глубоко обдуманное создание». Закладка памятника произошла через год, а 26 апреля 1909 г. состоялось торжественное открытие памятника, приуроченное к столетию со дня рождения Гоголя.
Писатель изображен в момент душевного кризиса, сидящим в сгорбленной позе, закутанным в плащ. Пьедестал памятника был выполнен Андреевым совместно с архитектором Федором Шехтелем. Этот трехчастный каменный постамент был обрамлен в центре по периметру бронзовыми рельефами, на которых представлены герои из наиболее известных произведений Гоголя.
На барельефе для тыльной стороны памятника изображены персонажи повестей «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель», «Нос». Фигуры заднего плана едва намечены рельефом, они словно растворяются в петербургском тумане. Слева направо идут Незнакомка и поручик Пирогов из «Невского проспекта». Далее молодой художник Чартков с картиной из «Портрета». За ним следуют в театральной позе чиновник Аксентий Поприщин из «Записок сумасшедшего» и кутающийся в плащ Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели». Завершает процессию Нос в мундире и шляпе статского советника.
Отлив бронзового барельефа выполнен по специальному заказу для собрания Третьяковской галереи скульптором В.В. Лукьяновым с экземпляра в гипсе 1907 года, который вдова Николая Андреева передала в музей.