Андреев Николай (1873-1932)
В.И. Ленин в кресле
1930-1931
Размер - 66 x 30 x 38
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.27584
Поступило из бронзолитейных мастерских "Всекохудожника". 1936
В основу произведений Николая Андреевича Андреева, посвященных изображению В.И. Ленина, легли рисунки, сделанные художником во время выступления Ленина в Большом театре, на заседаниях ВЦИК и Коминтерна. Оптимальные условия для портретных зарисовок и скульптурных этюдов из пластилина он получил во время работы непосредственно в Кремлевском кабинете Ленина в мае 1920 года.
После смерти Ленина в 1924 году по поручению комиссии Совнаркома скульптор продолжает работу над воплощением образа Ленина. В отчетах, представленных комиссии, он четко определил направления своей деятельности. Основным вопросом становится понимание того, кем должен быть в портрете Владимир Ильич? Скульптор предложил три варианта интерпретации образа вождя: «Ильич», председатель Совнаркома В.И. Ульянов, Ленин-вождь.
Первое направление стало продолжением тенденции, которая была заложена в небольших полуфигурных композициях «Ленин за работой», «Ленин с часами на столе», «Ленин на заседании Совнаркома», выполненных в начале 1920-х годов и созданных на основе собранного материала и удержанных в памяти впечатлений. Композиция, изображающая Ленина, сидящего в кресле и непринужденно разговаривающего с невидимым собеседником, завершила поиски воплощения образа «Ильича». Как и в других сюжетных композициях, Андреев повторяет характерное движение Ленина навстречу собеседнику или навстречу слушающей его выступление аудитории. В непосредственной позе, в повороте корпуса, в наклоне головы, в движении рук переданы сосредоточенность, чуткое внимание, сердечность дружеской беседы.
Сохранились изображения В.И.Ленина, сделанные многими художниками. Среди них есть достаточно известные, такие как И.И. Бродский, Г.С. Верейский, Ф.А. Малявин, Л.О. Пастернак, Н.И. Альтман. Однако «Лениниана» Андреева резко выделяется и своим объемом, и своей конкретной направленностью. Она насчитывает более двухсот рисунков и около ста скульптурных произведений. Процесс ее создания раскрывает интересную, сложную картину творческих поисков скульптора, образовавшей единую плодотворную линию воплощения личности Ленина и создания образа вождя революции. Истоки успеха были заложены в углубленной работе с натуры, которую сам Андреев определил как «багаж живых наблюдений».