Портрет артиста Московского Малого Театра А.П. Ленского
Патрон шедевра
Андреев Николай (1873-1932)
Портрет артиста Московского Малого Театра А.П. Ленского
1906. Отлив 1953 года
Размер - 63 x 42 x 40
Материал - бронза
Инвентарный номер - СК-36
Поступило из бронзолитейных мастерских. 1954
Николай Андреевич Андреев был разносторонне талантливым скульптором. На протяжении многих лет он был тесно связан с Московским Художественным театром. Как и многие его современники, Андреев был очарован волшебным миром театра. Мастер создавал декорации и макеты к спектаклям, эскизы костюмов, ироничные шаржи в скульптуре и графике, куклы-неваляшки для театральных капустников, а также портреты актеров и режиссеров театра.
В 1900-е годы Николай Андреев, увлеченный импрессионистической манерой Паоло Трубецкого, создал целый ряд портретов писателей, художников, артистов. Главной особенностью манеры Андреева стала этюдность замысла, желание «ухватить» характер модели и передать ее узнаваемые черты. Для достижения художественного замысла скульптор много экспериментировал с техникой, покрытиями и цветом, изготовляя повторные экземпляры. Свои произведения он не тиражировал.
Портреты Александра Ленского Андреев выполнил в двух материалах: в гипсе, тонированном под бронзу, и в терракоте. Бюст в бронзе был исполнен скульптором-формовщиком В.В. Лукьяновым с экземпляра в гипсе по заказу Третьяковской галереи в 1953 году.
Ленский (настоящая фамилия Вервициотти) Александр Павлович (1847–1908), актер, театральный режиссер, педагог. Внебрачный сын князя П.И. Гагарина и певицы О. Вервициотти, после смерти отца жил в семье известного актера Малого театра К.Н. Полтавцева. В 1865 году дебютировал на сцене в театре во Владимире, затем работал на сценах провинциальных театров в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Казане, Новочеркасске, Тифлисе, Одессе. В 1876 году Ленский начал выступать на сцене Малого театра в Москве. В 1898 он возглавил филиал, созданный при Московской императорской труппе (Новый театр). С 1888 года преподавал в Московском театральном училище. В работах по теории актерского мастерства («Заметки о мимике и гриме», «Заметки актера») обобщил свой огромный творческий опыт.