Николай Андреев был выходцем из бедной крестьянской семьи. Но всего через несколько лет после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества в 1901 году он был признан одним из самых выдающихся скульпторов своего времени. Сильнейшее впечатление на современников произвел его памятник Н.В. Гоголю, открытый в Москве у Арбатских ворот в 1909 году. Андрееву также принадлежат памятники А.И. Герцену и Н.П. Огарёву перед зданием Московского университета на улице Моховой, памятник А.Н. Островскому у Малого театра и другие городские монументы.
C 1910 года Андреев, сотрудничая с К.С. Станиславским и студиями Художественного театра, оформлял спектакли, создавал портретную галерею актеров, выполнял афиши и скульптурные шаржи для театральных капустников. Вместе со Станиславским он разрабатывал новые, конструктивные и выразительные принципы оформления сценического пространства.
В 1921–1922 годах Андреев сделал ряд графических портретов деятелей политики и культуры – делегатов конгресса Коминтерна – М. Горького, К.С. Станиславского, М.А. Чехова, Ф.И. Шаляпина, А.В. Луначарского, И.В. Сталина, создал огромный цикл скульптурных (около 100) и графических портретов В.И. Ленина на основе этюдов с натуры.
Над портретом Константина Сергеевича Станиславского (1864–1938), который ныне хранится в Третьяковской галерее, Андреев работал в 1921 году. Это было непростое время для Московского Художественного театра и для самого Станиславского. После революции вся немалая собственность режиссера была национализирована. С 1917 по 1920 год в Художественном театре не было ни одной новой постановки. После столь долгого перерыва первым стал богоборческий «Каин» Байрона в оформлении Андреева. Репетиции начались летом-осенью 1919 года и внезапно прервались, когда при наступлении армии А.И. Деникина на Москву Станиславского забрали в ЧК в качестве заложника. «Каин» успеха не имел и продержался на сцене недолго. Кризис в МХТ усугублялся тем, что значительная часть труппы, выехавшая в 1919 году в гастрольную поездку, оказалась отрезанной от Москвы военными событиями Гражданской войны.
Но все же на погрудном изображении 1921 года Андреев представил Станиславского бодрым, уверенным в себе господином средних лет, человеком большого ума, обаяния и воли. Художник использовал сложную технику, сочетая сангину, пастель, черный карандаш. Жирным черным карандашом очерчены контуры лица Станиславского. Но его лицо, где на эти контуры наложены тончайшие слои краски, кажется все же искусно выполненной маской, слегка подрумяненной и немного припудренной. И лишь серьезный и пристальный взгляд прищуренных глаз немного оживляет эту маску-личину.