Вакханка с кистью винограда
Патрон шедевра
Андреев Николай (1873-1932)
Вакханка с кистью винограда
1914-1915
Размер - 84 x 32 x 31
Материал - гипс
Техника - раскраска полихромная
Инвентарный номер - Инв.18521
Поступило из мастерской скульптора. 1934
В творческом наследии скульптора Николая Андреевича Андреева можно проследить отдельные темы, к которым он возвращается в течение ряда лет. Среди произведений, изображающих обнаженную натуру, выделяется мотив, продолжающий традицию вакхических сюжетов, берущий свое начало в рисунках древнегреческих ваз. Вакханалия – празднество в честь античного бога плодородия, покровителя виноградарства и виноделия Диониса, или Вакха. Согласно мифам, Вакха в его шествии, носившем экстатический характер, сопровождали женщины-вакханки и лесные демоны плодородия – козлоногие и рогатые сатиры.
На 33-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1905 году огромный успех имела композиция «Вакханка на козле», покорившая публику открытой томной чувственностью.
Интерес к вакхическим сюжетам также подпитывался увлечением Н.А. Андреева фотографией. На втором этаже, как раз над скульптурной мастерской, располагалась студия, в которой занимались пластикой по системе Айседоры Дункан актеры Художественного театра. Танцовщицы очень часто позировали Н.А. Андрееву, становясь моделями для фотосессий, рисунков и скульптуры. Сохранились многочисленные зарисовки, черно-белые и цветные стереопары, где запечатлен вакхический танец, исполняемый занимающимися в студии актерами, одетыми в прозрачные туники или обнаженными.
На протяжении ряда лет существенно менялся подход скульптора к изображению обнаженного тела, выбора позы, интенсивности движения вакханок. В скульптуре «Вакханка с виноградом» проявляется стремление к лаконичной строгости формы. Манерная, изысканная поза вакханки, причудливо поддерживающей гроздь винограда, органично вписывается в стилистику европейского модерна. «Вакханка с виноградом» принадлежит к числу работ Андреева, в которых он подчеркивает форму цветом. Светоносный цвет тела вакханки эффектно акцентируется деталями, выделенными темным, насыщенным зеленовато-бурым цветом. Обращение к одному и тому же сюжету позволяло каждый раз трактовать его по-новому, использовать различные материалы, экспериментировать с цветом.
В фонд скульптуры музея почти все произведения Андреева поступили сразу после его смерти. В собрании галереи находятся монохромная и полихромная скульптурные композиции «Вакханка на козле», два экземпляра статуэтки «Вакханка», выполненные в 1911–1912 годах в керамике с разными вариантами росписи, глазурованные и украшенные ангобами, что позволяет проследить и сравнить творческие эксперименты и находки скульптора в решении пластических задач.