В творческом наследии Василия Максимова картина «Все в прошлом» принадлежит к числу его самых задушевных произведений и занимает одно из центральных мест в его художественном наследии. Дивной живописной «повестью» о помещичьей России с ее героями, укладом жизни и нравами картина рассказывает новым поколениям зрителей о прелестях «старины глубокой».
Обветшалым памятником чужих судеб предстает изображенный на заднем плане барский дом – свидетель шумных семейных празднеств в столовой и оживленных бесед в гостиной, летних прогулок в саду и уюта зимних вечеров у камина. Заколоченные глазницы окон, словно закрытые в полудреме веки, вторят ностальгическому состоянию героини картины – старой барыни. Вереницей воспоминаний проносятся в ее памяти молодость, пришедшаяся на «пушкинскую» эпоху – блестящий успех в свете с его приятной суетой, модными нарядами и праздными пересудами. Неисчезнувшая с годами благородная стать видна в спокойной позе помещицы, уютно устроившейся в кресле на мягких подушках. Платье с элегантным бантом, белоснежный чепец, накидка с меховой оторочкой, золотые перстни на тонких аристократических пальцах – сам облик героини выдает в ней неизменившуюся, привыкшую к роскоши высшего общества натуру. Долгая, полная ярких событий жизнь барыни с каждым днем увядает.
Старая служанка осталась доживать свой век подле госпожи. Какие воспоминания сокрыты в ее исполненных печали глазах? Чему посвящены потаенные думы и сожаления о былом? Все осталось в прошлом, далеком и безвозвратном.
По воспоминаниям самого художника сюжет картины возник еще в студенческие годы, когда он поступил домашним учителем рисования в имение графини П.П. Голенищевой-Кутузовой села Шубино Тверской губернии. Обстановка графского дома поразила Максимова своей роскошью, а беспрестанные рассказы о былом величии рода владельцев и сетования на то, что все идет к упадку, зародили в художнике мысли о картине. Тогда же произошла и судьбоносная для живописца встреча в соседнем имении с генеральской дочерью Лидией Измайловой. Несмотря на мезальянс, девушка стала верной спутницей художника, разделив с ним все тяготы творческого пути. Когда в 1885 году родители девушки умерли, родовое имение «Любша» перешло к ним по наследству, пробудив в художнике давно дремавшие замыслы о создании полотна о «дворянских гнездах». Прототипом послужила сама усадьба и воспоминания о теще – франтихе.
Приобретенная Третьяковым с выставки картина настолько полюбилось публике, что художнику пришлось исполнить более 40 авторских живописных и графических его повторений, два из которых также находятся в собрании галереи (1890 и 1895).