Знакомство художника и Павла Третьякова началось еще в 1867 году, когда коллекционер приобрел у автора полотно
«Бабушкины сказки» (1867, Третьяковская галерея). В 1875–1876 годах Максимов продал Третьякову картины
«Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» и
«Семейный раздел» (1875 и 1876, Третьяковская галерея), принесшие живописцу известность.
Весной 1877 года Максимов впервые приехал из Петербурга в Москву. Выполняя по частному заказу копию со своей картины «Семейный раздел», он часто бывал у Третьяковых и особенно сильно подружился с ними. 27 мая Максимов исполнил
«Сад при доме Третьяковых» (1877, Третьяковская галерея; старое название – «Китайская яблоня в цвету») и примерно в те же дни – «Двор дома Третьяковых» (старое название – «Сад с тополями») – изображение сада около дома и галереи Третьяковых.
По воспоминаниям Александры Боткиной, дочери Третьякова, ее семья очень любила сад в Лаврушинском переулке. На картине представлен укромный уголок этой усадьбы с оградой, стеной примыкающего строения, тополями, цветами и газонами.
Максимов задумывал пейзажные этюды не для экспонирования в галерее, но в качестве памятного подарка Третьяковым. Авторская самоирония, душевное тепло отражены в тексте дарственной надписи жене коллекционера, сделанной Максимовым на обороте холста: «Вере Николаевне на память о плохом пейзажисте. Когда получите другой более достойный Вас, тогда повесьте в детскую».
Эти строчки художник написал не позднее начала июня. Спустя несколько дней после этого, вернувшись в Петербург, Максимов благодарил Третьякову за гостеприимство, совместные прогулки с ее детьми, за ноты, подаренные для его ребят, и замечал: «Много отрадных воспоминаний навсегда сохранится в моей душе…» Хозяйка дома отвечала: «Спасибо Вам… за милые картинки, которые я нашла в моей спальне, – они будут напоминать мне Вас…»
На подрамнике картины имеется поздняя владельческая надпись: «Вид сада в Лаврушинском, где теперь галлерея».