Максимов Василий (1844-1911)
Шитье приданого
1866
Размер - 65,7 x 79,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.583
Приобретено Советом галереи. 1917
Художник-передвижник жанрист Василий Максимов родился в крестьянской семье. Рано лишившись родителей, он был отдан в учение в иконописную мастерскую в Старой Ладоге, где получил первые навыки живописи. В 1863 году поступил в Императорскую Академию художеств вольнослушателем, а в 1864-м стал членом художественной артели, возглавлявшейся Петром Крестоносцевым. Эта артель была организована «для совместной работы и жизни», подобно санкт-петербургской артели художников, но просуществовала чуть более года. Отказавшись участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, в 1866-м живописец вышел из Императорской Академии художеств со званием классного художника 3-й степени. В том же году поселился в деревне Шубино Тверской губернии в имении Голенищевых-Кутузовых на правах домашнего учителя.
Василий Максимов видел красоту в обрядах, обычаях, фольклоре. Выходец из крестьянской среды, мастер хорошо знал все стороны народной жизни, и это позволяло ему убедительно передавать в картинах атмосферу повседневности, подробности быта. Илья Репин с большой теплотой отзывался о работах своего друга Василия Максимова, отражающих «чисто русское миросозерцание». «Они скромны, не эффектны, не кричат своими красками, не вопиют своими сюжетами», – писал художник.
На картине «Шитье приданого» запечатлена счастливая невеста незадолго до свадьбы, дошивающая приданое, в окружении младших сестер и брата, сидящих за столом. Девушка, заложив руки за голову, задумалась, замечталась о будущем, возможно, о красивой свадьбе или домашних радостях. Пожилая мать, отворив дверь, заглядывает в комнату и напоминает детям, чтобы они не расслаблялись: ко дню свадьбы приданое должно быть закончено.
Сюжет этого произведения продолжают картины Василия Максимова «Мечты о будущем» (1868, Государственный Русский музей), «Материнство» (1871, Таганрогская картинная галерея), «С дипломом» (1890, Полтавский художественный музей), словно рассказывая историю жизни одной девушки.
В альбоме рисунков Максимова, хранящемся в Русском музее и датированном 1865–1871 годами, имеется первый набросок картины, исполненный в технике сепии, а также серия карандашных рисунков.