Константинополь (Стамбул). Эски-Сарайский сад
Патрон шедевра
Поленов Василий (1844-1927)
Константинополь (Стамбул). Эски-Сарайский сад
1882
Размер - 30 x 43
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2791
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
В 1881–1882 годах Василий Поленов вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым совершил свое первое путешествие по странам Ближнего Востока: Египту, Палестине и Сирии. Целью его поездки был сбор материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» (1887, Государственный Русский музей). В Египте они пробыли около двух месяцев, изучая древние памятники культуры этой страны. Примерно столько же путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Их маршрут проходил также через Киев, Румынию, Болгарию и Константинополь, а на обратном пути они на несколько дней остановились в Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и более ста живописных этюдов с изображением природы, архитектуры древнего Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, остались практически теми же, что и в I веке – при жизни Иисуса Христа.
В Константинополе Поленов посетил Эски-сарай — старый дворец султанов, расположенный на холме. В письмах художник рассказывал, что оттуда, как на ладони, были видны старые районы города, живописные проливы и горы. Он упоминал и о заброшенности дворца, где к тому времени уже не жили султаны. Поленов изобразил непарадный вид сада, обнесенного кирпичными стенами. Незатейливый мотив приобретает в этюде Поленова поэтическое звучание благодаря использованию приемов пленэрной живописи, непосредственности впечатления и передаче солнечного света, окрасившего архитектуру в розовато-золотистые тона.
Восточные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства серия подготовительных работ была допущена к экспонированию наравне с законченными картинами. Тем самым Поленов закрепил за этюдом значимость самостоятельного произведения. Эту серию практически целиком приобрел с выставки Павел Третьяков.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стали смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Александр Головин писал: «Живопись Поленова явилась чем-то совершенно новым на общем сероватом, тусклом фоне тогдашней живописи… Его палитра сверкала, и уже одного этого было достаточно для того, чтобы зажечь художественную молодежь».