Нил у Фиванского хребта
Патрон шедевра
Поленов Василий (1844-1927)
Нил у Фиванского хребта
1881
Размер - 16,2 x 41,6
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2700
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
В 1881–1882 годах Василий Поленов вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым совершил свое первое путешествие по странам Ближнего Востока: Египту, Палестине и Сирии. Целью его поездки был сбор материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» (1887, Государственный Русский музей). В Египте они пробыли около двух месяцев, изучая древние памятники культуры этой страны. Примерно столько же путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Их маршрут проходил также через Киев, Румынию, Болгарию и Константинополь, а на обратном пути они на несколько дней остановились в Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и более ста живописных этюдов с изображением природы, архитектуры древнего Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, остались практически теми же, что и в I веке – при жизни Иисуса Христа.
В декабре 1881 года художник и его спутники несколько недель сплавлялись по Нилу от Каира до Асуана и обратно. В письмах Поленов называл Нил главной улицей Египта, вдоль берегов которой сосредоточены памятники архитектуры разных эпох и протекает современная жизнь. На этюде «Нил у Фиванского хребта» изображена зажатая между горным хребтом и рекой узкая полоска плодородной земли, которая делит композицию по горизонтали на две практически равные части. Мягкий колорит этюда обусловлен преобладанием в палитре цветов розовых, сиреневых, голубых и желтоватых оттенков. Среди них выделяются темные силуэты пальм – ритмический и цветовой акцент композиции.
Восточные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства серия подготовительных работ была допущена к экспонированию наравне с законченными картинами. Тем самым Поленов закрепил за этюдом значимость самостоятельного произведения. Серию практически целиком приобрел с выставки Павел Третьяков.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления.