Илларион Прянишников – автор многочисленных композиций, изображающих сцены народной жизни. Опытный педагог, более двадцати лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Художник был членом-учредителем
Товарищества передвижных художественных выставок и бессменным членом его Правления.
Рисунок высоко ценился передвижниками не только как необходимый подготовительный элемент живописи, но и как самостоятельная область творчества. Карандашный набросок «Рыболов» Иллариона Прянишникова является подготовительным эскизом к известной картине
«Охота пуще неволи» (1882, Третьяковская галерея), иллюстрирующей русскую пословицу.
Тема охоты и рыбалки нашла отражение в творчестве многих русских художников второй половины XIX века: Василия Перова, Николая Сверчкова, Алексея Степанова. Как тонко подмечал Иван Тургенев, «охота свойственна русскому человеку: дайте мужику ружье, хоть веревками связанное, да горсточку пороху, и пойдет он бродить, в одних лаптишках, по болотам да по лесам, с утра до вечера».
Страстным охотником и талантливым рассказчиком о курьезах охоты и рыбалки был Илларион Прянишников. Он тонко чувствовал природу. В исполненных им работах в «охотничьем» жанре раскрылся талант мастера жанровой картины, прекрасно разбирающегося в нюансах старинной забавы – от деталей экипировки до рыбачьих и охотничьих премудростей.
На рисунке изображен рыбак в потрепанной одежде, насаживающий наживку на крючок. Рыболов зябко съежился в холодной воде. Ему важен не улов, а сам процесс ужения, всецело захвативший его и ставший для него священным ритуалом, наполняющим душу торжественной, глубокой значительностью. Эмоциональное звучание этой работы перекликается с рассказом Антона Чехова «Он понял!» (1883).
В работе «Рыболов» Илларион Прянишников тонко смог соединить мягкий юмор бытовых зарисовок и чувство покоя и умиротворенности.