В 1874–1876 годах в Москве вышел альбом литографированных иллюстраций к произведениям Николая Гоголя. В его подготовке приняли участие художники Константин Маковский, Владимир Маковский, Константин Трутовский, Иван Крамской и другие. Прянишников иллюстрировал для издания две повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Художник Николай Ге, увидев в мастерской Прянишникова многочисленные карандашные наброски на тему чертовщины, предложил ему создать по мотивам одного рисунка живописный вариант. Так появилась картина «На Лысой горе», название которой отсылает к месту шабаша нечистой силы в народных поверьях. В зеркальном отражении и с несколько измененной композицией тот же рисунок был воспроизведен в технике тоновой литографии в первом выпуске альбома. Под ним значилось название повести – «Пропавшая грамота».
На картине изображен эпизод, когда старый казак, отправившийся на поиски пропавшей грамоты, встречает у костра пляшущих ведьм и чертей: «Только завидели деда и турнули к нему ордою. Свиные, собачьи, козлиные, дрофиные, лошадиные рыла – все повытягивались и вот так и лезут целоваться».
Фигура казака, погруженного в тень, выглядит призрачной и маловыразительной рядом с явственной в отблесках костра нечистью: чертями, чудовищами, похожими на котов, птиц, жаб, обезьян, оборотнем, пляшущим с беззубой ведьмой. Светящийся от огня дым кажется адским пламенем, сопутствующим превращениям существ.
Локальный пестрый колорит и мелкие фигурки придают дробность композиции. Графичные красочные мазки тонкими линиями обозначают контуры и отдельные нюансы изображения. Размашистая беглая живопись других элементов, порой оставленная в стадии подмалевка, созвучна ситуации сумрачного видения героя.
Настроение картины напоминает фантасмагорические работы Иеронима Босха, которые вряд ли были знакомы Прянишникову. Вероятно, образы пляшущих бесов навеяны гравюрами и лубками.
Картина была выставлена на передвижной выставке в 1875–1876 годах. Она находилась в собрании друга автора – Василия Перова, затем у его наследников. Третьяков, купив у них картину около 1896 года, не мог определить ее сюжет. Историю создания полотна рассказал коллекционеру Илья Остроухов.