Художник Илларион Прянишников с особым вниманием и любовью относился к изображению крестьянских детей. Наиболее известные его картины на тему детства – «В засаде» (Переславль-Залесский музей-заповедник), «Воробьи (Ребята на изгороди)» (1880-е) и «Ребятишки-рыбачки» (1882, обе – Ивановский областной художественный музей). В собрании Третьяковской галереи хранится эскиз к последнему полотну, в котором уже определена финальная композиция. Несмотря на свободную живописную манеру подготовительной работы, Прянишникову удалось в живо схваченной сценке обрисовать характеры героев и передать их настроение. Спустя несколько лет он вновь обратился к полюбившемуся сюжету и исполнил повторение картины «Ребятишки-рыбачки», которое находится в Красноярском художественном музее имени Василия Сурикова.
По воспоминаниям современников, Прянишников на протяжении всей жизни очень любил детей, прекрасно с ними ладил и быстро находил общий язык. Именно поэтому он добивался правдивости при написании детских образов. Художник всегда трактовал детство как самую светлую и отрадную пору, наполненную незатейливыми играми и забавами. Ощущение счастья и безмятежности усиливалось на его картинах благодаря тому, что он изображал своих маленьких героев на открытом воздухе в ясные солнечные дни. В этом взгляде на жизнь произведения Прянишникова принципиально отличались от работ Василия Перова, его близкого друга. Перов также неоднократно обращался к теме детской судьбы, результатом чего стали наполненные драматизмом трагические полотна
«Савояр» (1864),
«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» (1866) и
«Спящие дети» (1870, все – Государственная Третьяковская галерея).