Бейрут
Патрон шедевра
Поленов Василий (1844-1927)
Бейрут
1882
Размер - 32,8 x 44,7
Материал - холст на холсте
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2778
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1885
В 1881–1882 годах Василий Поленов вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым совершил свое первое путешествие по странам Ближнего Востока: Египту, Палестине и Сирии. Целью его поездки был сбор материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» (1887, Государственный Русский музей). В Египте они пробыли около двух месяцев, изучая древние памятники культуры этой страны. Примерно столько же путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Их маршрут проходил также через Киев, Румынию, Болгарию и Константинополь, а на обратном пути они на несколько дней остановились в Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и более ста живописных этюдов с изображением природы, архитектуры древнего Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, остались практически теми же, что и в I веке – при жизни Иисуса Христа.
Восточные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства серия подготовительных работ была допущена к экспонированию наравне с законченными картинами. Тем самым Поленов закрепил за этюдом значимость самостоятельного произведения. Эту серию практически целиком приобрел с выставки Павел Третьяков.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стали смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Илья Остроухов вспоминал: «Это были яркие записи о поразивших художника красках Востока, кусочки лазурного моря, рдеющие в красках заката вершины южных гор, пятна темных кипарисов на синем глубоком небе и т.п.»
Бейрут был конечной точкой маршрута, после которой Поленов отправился в обратный путь на родину через Афины и Константинополь. На этюде «Бейрут» запечатлено белое здание на берегу моря и «прислонившийся» к нему деревянный сарайчик с надписью на стене: «ƟЕΑТРОN» (перевод с греческого - театр). Отлив обнажил илистое дно, вдоль берега брошены лодки и обломки суден. Благодаря тонким сочетаниям светлых благородных цветов, которые использовал художник, в этюде, при всем запустении изображенного уголка, нет ощущения безысходности и тоски.