Художник создал сказочно-романтический образ молоденькой боярышни, прядущей кудель на открытой террасе дома, окруженного парком или садом. Задумчивая красавица в высоком, узорчатом, расшитом жемчугом кокошнике погрузилась в мечты. Бледно-изумрудный цвет длинного сарафана с золотой каймой и цветочным узором перекликается с желто-зеленой листвой деревьев. Всегда чуткий к деталям своих картин, Константин Маковский тщательно выписывал фигурные детали большой деревянной прялки, абрисы которых повторяются в форме балясин и резных столбов дома. Гармоничная композиция картины соотносится с умиротворяюще спокойным состоянием модели – дочери художника Ольги.
На период создания полотна приходится пик общественного увлечения коллекционированием предметов русской старины: одежды, утвари, резных прялок и посуды, лубков, икон и т.п. Этот интерес находил выражение в костюмированных балах, проводившихся знатью. Самый известный из них – бал-маскарад в русском стиле – был приурочен к 290-летию царствования дома Романовых, отмечавшемуся в Зимнем дворце в 1903 году. Обладая богатой коллекцией русского и западного искусства, Константин Маковский также собирал вещи крестьянского и купеческого быта и нередко использовал их в своих произведениях. Головки хорошеньких боярышень в кокошниках разной формы, с ожерельями, серьгами, расшитыми камнями оплечьями составляют целую серию в творческом наследии мастера. Некоторые из них становились прообразами для героинь крупных композиций, другие – охотно раскупались на выставках, но все вместе они отражали поиски национального стиля и идеального типа женской красоты.
Картина была подарена Третьяковской галерее американским бизнесменом и коллекционером Армандом Хаммером в 1995 году.