В годы молодости Н.П. Ульянов, как и его современники, много сил отдавал «изысканиям в области линии и цвета», подсказанным эстетикой начала ХХ века. Как пример таких экспериментов можно назвать несколько произведений с изображениями кустов рябины или бузины с яркими гроздьями ягод, растущих перед стеной деревенского дома. Ограничивая картинное пространство, художник превращал картины в подобие декоративного панно.
Позднее он, как и многие его современники, отказался от формальных новаций и начал отдавать предпочтение реалистической живописи. При этом Ульянов избегал натуралистической точности и стремился сохранить заостренность композиции, склонность к метафоричности языка, присущие его ранним произведениям. Он все чаще писал «для души» натюрморты, отдавая предпочтение изображениям стоящих на окне букетов скромных садовых цветов, что позволяло ему включить в композицию элементы пейзажа.
В середине 1940-х годов Ульянов возвратился в Москву после долгого пребывания в эвакуации в Самарканде. Проводя летние месяцы на даче в Подлипках, он заново открывал для себя скромную природу среднерусской полосы: любовался неброской красотой окрестностей поселка, его скромными деревянными домами, окруженными палисадниками, где в июле обильно зацветают кусты неприхотливой рудбекии, известной в народе как «золотой шар». Скорее всего, именно в Подлипках у Ульянова родилась идея посвятить этим цветам произведение, где, по сути, продолжил линию композиций с изображениями кустов рябины, но избрал для воплощения идеи пластическое решение, характерное для поздних натюрмортов. Кусты рудбекии перед открытым окном помогли художнику создать поэтический образ подмосковного лета. Взаимодействие картинных пространств, характерное для ранних произведений Ульянова, потеряло свою остроту, и приоткрытое окно с отодвинутой белой занавеской гостеприимно приглашает заглянуть внутрь. Цветки, задающие определенный ритм желтых пятен, обретают светоносность в соседстве с холодной зеленью листвы и голубыми тенями на стене дома, свидетельствуя, что художник сохранял прежнее стремление к декоративности.