Теремной дворец в Московском Кремле. Изразцовая печь.
Патрон шедевра
Поленов Василий (1844-1927)
Теремной дворец в Московском Кремле. Изразцовая печь.
1877
Размер - 18 x 10,3
Материал - дерево
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.2665
Приобретено П.М. Третьяковым у автора
Во время пенсионерской командировки в Европу 1872–1876 годов Василий Поленов задумал написать картину «Пострижение негодной царевны» на сюжет из русской истории. В июне 1877 года, когда художник поселился в Москве, в связи с замыслом он выполнил ряд живописных этюдов с изображением внешнего и внутреннего убранств соборов и дворцов Московского Кремля. Сама картина так и не была осуществлена, а подготовительные работы к ней составили отдельную серию этюдов.
Поленов был очарован древнерусским зодчеством, цветностью и многообразием форм кремлевских построек разного времени. Он выполнил более десяти архитектурных этюдов. Получить точное представление о сюжете и композиции задуманного полотна невозможно, поскольку сведения об эскизах к нему неизвестны.
В кремлевских этюдах для Поленова было важно передать не только архитектурные особенности памятника, но показать его во взаимодействии с природной средой, сохранив свежесть восприятия. Для этого он применял приемы пленэрной живописи, среди которых – использование цветных теней. Его привлекала подвижная игра света, он выбирал эффектные ракурсы, выделял наиболее выразительные фрагменты архитектуры, срезая композицию. Художник добился особой звучности и разнообразия палитры, ему удалось передать благородные цвета древних фресок, разноцветные узоры на стенах и элементах декора зданий Кремля.
На этюде «Изразцовая печь. Теремной дворец в Московском Кремле» Поленов изобразил печь Престольной палаты, служившей царским кабинетом. Художника интересовала задача передать богатство оттенков цветочных орнаментов изразцов и росписей. Его увлекло узорочье интерьера, эффектное сочетание золота и красного цвета. В небольшом по размеру произведении Поленов не только проявил свой дар колориста, но и наметил путь к декоративному подходу в живописи и театрально-декорационном искусстве конца XIX – начала XX веков.