Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) начал свой творческий путь, обучаясь в Екатеринбурге у мастеров гранильного дела. Позднее учился в Москве у живописцев А.А. Рылова и Н.К. Рериха. В 1910-11 гг. занимался в Париже в студии у О. Родена и Э.-А. Бурделя. После революции активно включился в выполнение ленинского плана монументальной пропаганды, сделал ряд памятников в Москве, Ленинграде, Омске, для Земо-Авчальской ГЭС в Грузии. В наши дни Шадр наиболее известен как создатель монумента
«Булыжник – оружие пролетариата» и хрестоматийной
«Девушки с веслом». Однако в 1920-е годы скульптора знала вся страна в качестве автора так называемых «денежных мужиков».
В 1922 году Шадр получает заказ от Гознака на создание новых советских ассигнаций. Как правило, над эмблематикой денежных знаков работали художники-графики. Но Шадр предложил уйти от традиционного геральдического решения и создать серию круглых скульптур, с которых в дальнейшем будут сделаны гравюры (гравировали А.П. Троицкий и П.С. Ксидиас). В серию «денежных мужиков» входят также:
«Рабочий с молотом»,
«Красноармеец» и
«Крестьянин».
В поиске реалистических типажей Шадр отправляется из столицы к своим землякам, крестьянам Шадринского уезда. Многие крестьяне отказывались от позирования, но молодежь, в отличие от старшего поколения, была не столь суеверна, не боялась «греха» и охотно соглашалась позировать. Для фигуры «Сеятеля» прототипом послужил Киприян Кириллович Авдеев.
Ради создания величественного образа Шадр пошел против «правды жизни»: уральские крестьяне обычно сеяли двумя руками одновременно, повесив лукошко на шею. Но фигура человека, согнувшаяся под тяжестью своей ноши, с раскинутыми руками создавала бы впечатление тяжелого, кабального труда. «Сеятель» Шадра подобен былинному богатырю, рука его, по выражению скульптора, «не рука – лопата и грабли». Он смотрит торжественно и гордо – его трудом жив род людской. В 1924 году «Сеятель» был размещен на банковском билете достоинством 3 червонца.
С 1923 по 1932 гг. выпускаются купюры, облигации займов и марки со скульптурами Шадра, они публикуются повсеместно и появляются даже на обложке папирос "Смычка".