Иван Дмитриевич Шадр (Иванов) начал свой творческий путь, обучаясь в Екатеринбурге у мастеров гранильного дела. Позднее учился в Москве у живописцев А.А. Рылова и Н.К. Рериха. В 1910–1911 годах занимался в Париже в студии у О. Родена и Э.-А. Бурделя. После революции активно включился в выполнение ленинского плана монументальной пропаганды, сделал ряд памятников в Москве, Ленинграде, Омске, для Земо-Авчальской ГЭС в Грузии. В наши дни Шадр наиболее известен как создатель хрестоматийной
«Девушки с веслом» и монумента «Булыжник – оружие пролетариата».
Скульптор готовил эту работу для участия во всероссийской Выставке художественных произведений к десятилетнему юбилею Октябрьской революции. Шадр создавал образ по личным воспоминаниям о революционных событиях 1905 года, когда на его глазах происходили выступления демонстрантов в Екатеринбурге.
Фигура восставшего рабочего представляет собой аллегорическое изображение революции. Сам автор усматривал в резком развороте фигуры подобие сжатой пружины, готовой распрямиться с разрушительной силой и развернуться в события 1917 года.
По словам биографа Шадра Ольги Вороновой, «лепя мастерового с булыжником, он радовался красоте пропорций человеческого тела, его лаконизму и целесообразности… стремясь вылепить со всех сторон одинаково выразительно. Слева особенно ясно видно, как трудно выломать камень; справа – как неодолимо начавшееся движение мастерового; спереди – траектория будущего полета оружия».
В первоначальном варианте Шадр предполагал использовать образ человека, разрывающего цепи, но в дальнейшем отказался от этой идеи, дабы уйти от романтической символики прошлого. Его персонаж – не согбенный бывший раб, но будущий победитель. Шадр создавал характер, который обещал победу, подводя итог всем трем русским революциям.
В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции бронзовая копия монумента была установлена в Москве в парке Декабрьского восстания на Красной Пресне.