В 1881–1882 годах Василий Поленов вместе с князем Семеном Абамелек-Лазаревым и историком искусства Адрианом Праховым совершил свое первое путешествие по странам Ближнего Востока: Египту, Палестине и Сирии. Целью его поездки был сбор материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница („Кто из вас без греха?“)» (1887, Государственный Русский музей). В Египте они пробыли около двух месяцев, изучая древние памятники культуры этой страны. Примерно столько же путешествовали по Святой Земле, по местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа. Их маршрут проходил также через Киев, Румынию, Болгарию и Константинополь, а на обратном пути они на несколько дней остановились в Афинах.
Результатом поездки для художника стали многочисленные наброски, рисунки и более ста живописных этюдов с изображением природы, архитектуры древнего Востока и местных типов. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта, быта, костюмов, которые, по его убеждению, остались практически теми же, что и в I веке – при жизни Иисуса Христа.
Восточные этюды были показаны на 13-й выставке Товарищества передвижников в 1885 году. Впервые в истории русского искусства серия подготовительных работ была допущена к экспонированию наравне с законченными картинами. Тем самым Поленов закрепил за этюдом значимость самостоятельного произведения. Серию практически целиком приобрел с выставки Павел Третьяков.
С особым восторгом ближневосточные этюды Поленова приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение художника к цвету, передача световоздушной среды и свежесть натурного впечатления. Критик Яков Тугендхольд писал: «В этих пейзажах Палестины и Египта — подлинное художественно-историческое значение Поленова в русском искусстве».
Этюд «Олива в Гефсиманском саду» – один из шедевров серии. В нем Поленов мастерски передал игру света и тени на узловатом стволе и ветвях дерева, освещенного южным солнцем. Древняя олива на фоне стены Старого города Иерусалима предстает на этюде Поленова безмолвным свидетелем исторических событий и их живым воплощением. То же старое дерево много лет спустя Поленов изобразил на картине «Часто собирались в Гефсимании» (1909, частное собрание, США) из серии «Из жизни Христа».